Елена

185

ЕЛЕНА - греческое божество, героиня греческих мифов. В историческое время культ Е. Существовал лишь в немногих местностях, и образ ее известен был преимущественно в той форме, к-рую ему придала эпическая поэзия (Гомер и др.). Е., дочь Зевса и Леды - в других вариантах Немезиды, - отличалась необычайной красотой (отсюда позднейший эпитет. Е. Прекрасная). После неудачной попытки Тезея похитить Е. Земной отец ее, муж Леды, Тиндарей заставил всех многочисленных искателей руки Е. Поклясться, что они будут защищать права избранного из их среды супруга Е. От всяких посягательств. Избранником оказался спартанский царь Менелай. Поэтому, когда троянский царевич Парис при благосклонном содействии богини Афродиты похищает дочь Зевса, греческие герои объединяются для троянского похода.

После падения Трои Е. Возвращается с Менелаем в Спарту, а затем Зевс уносит обоих для вечной жизни в царстве блаженных (по другой традиции, быть может, более древней, обожествленные Ахилл и Е. Унесены на остров Черного моря, Левку, где от их брака рождается сын Эвфорион).Поэзия феодального периода в Элладе разрабатывает образ Е. Гл. Обр. С точки зрения всепобеждающей силы страсти и стремится оправдать как Е., так и витязей, ведущих долголетнюю войну ради женщины, по красоте своей «подобной бессмертным богам». Для эпохи разложения аристократического строя в Элладе эта идеализация казалась непонятной, и мифотворчество VI в. Спасло культ «героини» такой версией. В Трое был лишь призрак Е., между тем как живая Е.

Была унесена в Египет и все время оставалась верна мужу. Когда же Менелай, на обратном пути из Трои, попал в Египет, он нашел Е., и призрак исчез. Еврипид, к-рый обычно критикует древние сказания с точки зрения новой морали, следует в ряде пьес гомеровской форме мифа. Эти пьесы полны злобных выпадов против Е. И ее губительной красоты, они выдвигают на первый план чувственные черты ее образа. Однако в трагедии «Е.» Еврипид пользуется и мотивом призрака, чтобы дать драму верной жены, страдающей от потери доброго имени и от настойчивой влюбленности египетского царя. После упадка старых культов версия призрака оказалась ненужной, и позднейшая литература трактует Е. Исключительно как ветреную красавицу в фривольно-иронических тонах, часто напоминающих известную оперетту Оффенбаха (Овидий, Лукиан).

В древнехристианском рассказе о Симоне-маге образ Е. Становится символом языческой красоты и отсюда переходит в легенды и сказки европейских народов, между прочим и в легенду о Фаусте. Литература нового времени чаще всего продолжает позднеантичную традицию фривольного истолкования образа Е. (так напр. Шекспир - «Троил и Крессида»). Своеобразна композиция образа в «Фаусте» Гёте, где она является символом античной «канонической» красоты, долженствующей оформить титанические порывы фаустовского индивидуализма. От сочетания Е. С Фаустом рождается поэзия нового времени, воплощенная в их сыне Эвфорионе (имя заимствовано из вышеуказанного предания об Ахилле). Эпоха символизма с ее повышенным вниманием к проблеме чувственной красоты проявляет интерес к древнегреческим толкованиям образа Е.

Мережковский («Леда») неудачно пытается отождествить эстетствующий аморализм с гомеровским «оправданием красоты». Э. Верхарн («Е. Прекрасная»), в значительной мере исходя из материала трагедий Еврипида, расцвечивает образ Е., губительный в своей чувственной красоте, излюбленными декадентскими красками (любовь брата к сестре и т. П.) и заставляет самое Е. Погибнуть от недостатка «духовности».Библиография. Зелинский Ф., Елена Прекрасная, см. «Из жизни идей», т. III, СПБ., 1907.

Значения в других словарях
Екатерина II

ЕКАТЕРИНА II (1729-1796) - как писательница является представительницей той дворянской дидактики, к-рая особенно характерна для русского XVIII в. Свое писательство она понимала как орудие популяризации идей просвещенного абсолютизма, защищавшихся ею в первую, «либеральную», пору ее царствования. Большинство ее произведений составляют сатиры. Выражая устремления крупного аристократического дворянства, Е. Направляет острие своей сатиры, с одной стороны, против средне- и мелкопоместного дворянства..

Екклезиаст

ЕККЛЕЗИАСТ (по-гречески - «оратор в народном собрании» или «проповедник в общине», перевод еврейского Koheleth) - одна из так наз. Канонических книг Ветхого завета, вместе с «Притчами» и «Песнью песней» принадлежит к «соломоновскому» циклу ветхозаветной литературы. Однако принадлежность Е. Соломону совершенно апокрифична и объясняется лишь стремлением, распространенным в поздней иудейской лит-ре, приписать каждое лит-ое произведение какому-либо известному историческому лицу. Вступительные слова..

Елин-Пелин

ЕЛИН-ПЕЛИН (1878-) - псевдоним болгарского писателя Димитрия Иванова. Крестьянин по происхождению, Е.-П., не закончив среднего образования, вернулся в родную деревню и некоторое время учительствовал. В литературе стал известен как автор рассказов из крестьянской жизни. В 1904 издал первый, в 1912 - второй том своих рассказов. Кроме того выпустил еще небольшие очерки и юморески «Пепел с моей папироски», патриотические рассказы и песенки за время мировой войны «Букет юнаку» (храброму), юморески «..

Елпатьевский

ЕЛПАТЬЕВСКИЙ Сергей Яковлевич (1854-) - русский писатель. Сын дьячка. Образование получил в семинарии и на медицинском факультете Московского университета. Служил земским врачом. В начале 80-х гг. Был сослан в административном порядке на 3 года в Восточную Сибирь. В 1910 по лит-ому процессу приговорен к заключению в крепость.Печатается с 1880. Произведения Е. Преимущественно носят характер воспоминаний и путевых очерков. Жанр очерка роднит его с такими писателями, как Г. Успенский и Короленко. ..

Дополнительный поиск Елена Елена

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Елена" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Елена, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 5 символа