Ефремов С. А.

120

ЕФРЕМОВ Сергей Алексеевич (1876-) - украинский общественно-политический деятель, публицист, лит-ый критик и историк украинской лит-ры.Сын священника, Е. Учился в Киевской духовной семинарии и в Киевском университете, к-рый окончил в 1901 по юридическому факультету. Мировоззрение Е. Складывалось под влиянием, во-первых, борьбы между русским народничеством и марксизмом в 90-х гг. XIX в. И, во-вторых, начавшейся дифференциации в лагере мелкобуржуазного национального движения, в к-ром из демократически-народнического направления (Нечуй-Левицкий, Франко) и либерально-демократического, прикрываемого социалистической фразеологией, течения Драгоманова начало выделяться течение открыто буржуазное. Оба эти фактора и определили характер всей деятельности Е.

Как чисто буржуазного деятеля, пользовавшегося народнической идеологией и фразеологией в их украинской модификации.Общественно-политическую деятельность Ефремов начал еще в студенческие годы в Киевской «украинской громаде», где он, не порывая со старым либерально-помещичьим руководством громады, активизирует ее и в конце концов начинает играть руководящую роль. В 1905 Е. - организатор украинской «радикальной» партии, по характеру близкой российским народным социалистам, а затем один из руководителей объединенной «радикально-демократической» партии, близкой к кадетам. После 1905 Е. Был фактическим редактором газеты «Рада», центрального органа украинского буржуазного национального движения и единственной в годы реакции украинской газеты в России.

Перед войной Е. - организатор и руководитель общества «ТУП» («Товариство украiнських поступовців» - «Общество украинских прогрессистов»), украинской правокадетской националистической организации, после революции 1917 реорганизованной Е. В партию социалистов-федералистов. В 1917 Е. - один из организаторов Украинской центральной рады, товарищ председателя ее и член коалиционного правительства мелкобуржуазной УНР (Украинской народной республики), где занимал пост министра (генерального секретаря) по национальным делам. Как тогда, так и в дальнейшем Е. - виднейший представитель крайнего правого фланга «единого национального фронта» против советского, против большевиков. Злостный противник пролетариата и его классовой борьбы, защищая «общенародные» и «общенациональные» задачи, Е.

После изгнания польско-петлюровских войск из Киева в 1920 скрывается в подполье, где развивает энергичную контрреволюционную работу. После амнистии 1921, возвращаясь будто бы из-за границы, выходит из подполья и, занимая руководящее место в ВУАН (Всеукраинская академия наук), где он был вице-президентом, руководит в 1920-1924 контрреволюционной организацией «БУД» («Братство украiнськоi державности» - «Братство украинской государственности»). В 1926 Ефремов основал новую украинскую организацию «единого национального» противобольшевистского фронта - «СВУ» («Спілка визволення Украiни» - «Союз освобождения Украины»), ставившую себе задачей организацию восстания против советской власти и буржуазную реставрацию.

Организация эта, объединившая остатки прежних украинских партий различного типа, действовала в течение нескольких лет, пока не была раскрыта органами соввласти. В момент написания данной статьи Ефремов - на скамье подсудимых по делу «СВУ» - заявляет об отказе от своих взглядов.Теоретическим обоснованием позиций Е. Была теория руководящей роли надклассовой интеллигенции и теория украинской бесклассовой нации. «Борьба низов социальной пирамиды за лучшее будущее большей частью приносит им вред», писал Ефремов в 1906. Причины этого - в стихийности процесса борьбы и несознательности этих низов. Иной вид принимает борьба только тогда, когда на помощь обездоленным приходят разум и сознание, носителями к-рых обыкновенно бывает интеллигенция, несущая социальным низам «семена святых основ, посеянные в сердцах у честных людей».

Особенная роль принадлежит интеллигенции угнетенных наций. «Угнетенные нации - это почти сплошь трудовое крестьянство, во главе к-рого стоит также трудовая интеллигенция. Ни наследия феодального строя - крупных земельных собственников, ни новейшей сильной буржуазии, к-рая защищала бы только свои классовые интересы, внутри молодых, недавно возрожденных наций - не бывает». К таким бесклассовым нациям, по мысли Е., принадлежит и украинский народ, а потому украинская национальная интеллигенция стоит над классами, защищая «общенародные» интересы. Отрицание классового расслоения украинской нации и сведение социальной борьбы на Украине к борьбе за общенациональные интересы - основная черта политической идеологии Е.Свои национально-политические взгляды Ефремов широко пропагандировал в своей публицистической деятельности (он был одним из немногих украинских профессиональных публицистов, всецело отдавшихся этой работе).

Ефремов активно сотрудничал в украинской печати как надднепрянской (газета «Громадська думка», «Рада», «Нова Рада», журналы - «Киевская старина», «Нова Громада», «Світло», «Украiна», «Записки Укр. Наук. Т-ва в Киiві», «Украинская жизнь»), так и галицийской («Дзвінок», «Зоря», «Правда», «Літ.-наук. Вістник», «Записки Наук. Т-ва ім. Шевченка»), одновременно принимая деятельное участие и в русской либеральной прессе («Киевские отклики», «Киевские вести», «Киевская мысль», «Русские ведомости», «Русское богатство», «Голос минувшего», «Заветы», «Северные записки»). Е. Принадлежит первая в России газетная статья на украинском языке («Чи буде суд?», «Киевские отклики», 1905). Он был и фактическим редактором первых украинских газет в России («Громадська думка», «Рада»).

Публицистическая деятельность его особенно широко развернулась в период реакции после разгрома революции 1905 и была направлена почти исключительно на обоснование и защиту национальных прав украинского народа, на борьбу с великорусским шовинизмом Шульгина, Савенко и К, а также на пропаганду идеи украинских национальных прав среди русской либеральной общественности. Политическая реакция способствовала консолидации всех украинских буржуазных и мелкобуржуазных националистических сил, и публицистика Е. Была выражением этого процесса.Лит-ая деятельность Е. Началась очень рано (1895) беллетристическими произведениями, но скоро он всецело отдался литературной критике, которая, так же как и публицистика, была его профессией.Ефремов придавал особое значение литературному творчеству.

Он был редактором первой антологии новой украинской лит-ры XIX в. «Вік» (1902), три тома к-рой составили собрание лучших образцов, снабженное биографиями писателей, и заменяли собой отсутствовавшую тогда историю украинской лит-ры. Е. Редактировал издания художественных произведений Л. Глібова (1904), Е. Гребінки (1905), I. Котляревського (1909), I. Тобілевича (1910), Свидницького (1911), Шевченко («Щоденник») и писал вступительные историко-литературные статьи к ним. Наибольшей известностью пользуется статья о Котляревском, в к-рой Е. Ставил вопрос о национальном самосознании «отца» новой украинской лит-ры и пытался решить его в положительном смысле. Творчество Котляревского, по мысли Е., представляет собой осознание демократической тенденции веков и поэтому стало «указующим перстом», «мотором», «зерном», из к-рого растут и новая украинская литература и украинское общественное движение.В своих историко-литературных исследованиях Е.

Руководился либерально-народнической идеологией в ее украинском преломлении. Его общественно-политические воззрения отлились здесь в форму субъективно-социологической методологии, которая полнее всего отразилась на монографиях, посвященных жизни и творчеству отдельных выдающихся украинских писателей, а в «Історіi украiнського письменства» выразилась в определенной структуре и широких обобщениях. Методологию Е. Можно сформулировать в таких положениях:1. Творчество каждого писателя и лит-ый процесс в целом - результат проявления «таинственной силы непоколебимого духа», к-рый «творит жизнь», преодолевая сопротивление грубой материи и «зоологической природы» человека.2. В художественном творчестве писателя и во всем лит-ом процессе нет ничего совершенно нового, обусловленного новыми обстоятельствами.

Здесь развертываются только те «потенциальные задатки», к-рые от века заложены в душе писателя и целой нации.3. Каждый писатель и вся литература в целом являются вождем данного общества и всей нации, ведя их к осуществлению общечеловеческих идеалов, к полной победе «человеческого в человеке».4. Каждый писатель - «герой», к-рый ведет беспощадную борьбу с «мертвящими условиями» и наносит удары «богатому только стадным духом» обществу, поскольку последнее, «отклонившись от желанных основ человеческой жизни», попало в «ненормальные, от природы далекие условия».5. Общественная и лит-ая деятельность писателя, а также история и судьба всей лит-ры - это история такой борьбы идей с окружающими условиями личной, общественной или политической жизни.6.

Украинская литература - это проявление творческой силы демократической нации. Она - исключительно история развития освободительных идей - социальной и национальной.7. Как социальная, так и национальная освободительные идеи - «дело всенародное», не затемненное никакими узкоклассовыми интересами.8. Вместо классовой борьбы в украинском обществе идет борьба «сильных и лучше приспособленных хищников» и «плохих», наивно-доверчивых. Эксплоататоры - люди «зоологической породы», попавшие под власть «темных сторон человеческой природы».9. На помощь этим плохим и бессильным против «хищной бестии» идут лучшие люди, которые в своей деятельности руководятся «высшими порывами человеческого духа» и поэтому становятся единственными вождями этой темной массы.

Каждый писатель, а также и действительный герой лит-ого произведения, является таким вождем, показывающим несознательной и социально-угнетенной массе путь к лучшей жизни, хотя каждый «благо народное по-своему понимает».10. Задача лит-ры - отражать жизнь, «правду - истину», и творить свой суд над ней с точки зрения субъективной «правды-справедливости».Исходя из этих положений, Е. Создал целый комплекс идейных, гл. Обр. Моральных и художественных абстракций (человеческая природа, добро, правда, справедливость, красота, честь и т. П.). Применяя их в своем исследовании, он не раз впадает в противоречие не только между своей теоретической схемой и фактическим лит-ым материалом, но и между собственными абстракциями, чем выявляет непригодность всей своей методологии.

Эта непригодность - результат насквозь идеалистического мировоззрения и метафизического метода мышления.На основе изложенной методологии написана и «Історія украiнського письменства» (1911), представляющая в обобщенном виде лит-ый процесс на Украине на всем протяжении его истории. В этом процессе Е. Видит проявление трех руководящих идей. Идеи освободительной борьбы человеческой личности за свою индивидуальность, идеи национального освобождения и идеи народности. На основании этих трех руководящих идей Е. Делит всю историю украинской лит-ры на три периода:1. Период национально-государственной самостоятельности (X-XIV вв.),2. Период национально-государственной зависимости (XV-XVIII вв.),3. Период национального возрождения (с конца XVIII в.).Идея национальная является преобладающей, определяющей собой все течение лит-ого процесса, а идея индивидуального освобождения и идея народности представляют параллельные процессы, соответствующие развитию национальной идеи.

Следует подчеркнуть, что, возражая против односторонне-эстетической оценки художественных произведений как единственного критерия, Е. Впадает в противоположную крайность, совершенно оставляя в стороне исследование эволюции стилей украинской литературы.Для характеристики историко-литературных воззрений Е. Имеют значение его взгляды на характер народной поэзии и место ее в украинском лит-ом процессе. «Примат правды, постоянный мотив справедливости, неугасимое стремление к общественной и личной свободе вместе с протестом против неволи как одной из форм мировой неправды - таковы основные черты украинской народной поэзии». Поэтому народная поэзия была защитницей народных интересов, вернее общенародных, когда были «воля и дума едина».

Место такой защитницы позднее занимает литература - «самое прекрасное произведение внеклассовой интеллигенции, проникшейся интересами трудящихся классов». Тогда и народная поэзия вливается в сознательно творимую лит-ру вследствие идейной близости их обеих. В своей схеме лит-ого процесса Е. Отводит народной поэзии место непосредственного предтечи украинского национального и лит-ого возрождения, причем рассматривает эту поэзию вне исторического развития, ставя рядом обрядовую песню, историческую думу и современную частушку как разные формы народного творчества.С точки зрения той же национальной идеи рассматривает Е. И украинскую лит-ру средних веков, когда, по его мнению, национальное дело приобрело всенародный характер, что и вызвало к жизни новые виды оригинальной лит-ры.

С аналогичной меркой подходит Е. И к оценке творчества Т. Шевченко, видя в нем «выражение национального самосознания на Украине». Руководящей моральной идеей у Шевченко Е. Считает не идею правды-возмездия, а идею правды-милосердия, подымающуюся до идеи всепрощения. Так, принудительное приложение к лит-ым произведениям одной и той же узкой мерки приводит Е. К замалчиванию весьма важных литературных явлений или сторон творчества отдельных писателей, а подчас и к полному искажению объективного хода литературного процесса на Украине.Односторонняя идеалистическая методология Е. Оказалась совершенно беспомощной, когда ему пришлось сказать свое слово о новейшей, в частности советской, украинской лит-ре, в к-рой идея национальная отходит на второй план, а ее место все отчетливее занимает идея классовой борьбы и социального освобождения пролетариата.

Не будучи в состоянии приложить к этой лит-ре своей субъективно-социологической и национально-моральной мерки, Е. Ее не понял и в последние годы отказался от какой-либо оценки ее, сосредоточив свое внимание на писателях XIX в.Идеализм в мировоззрении, метафизика в методе мышления, национализм как критерий оценки общественных явлений, субъективно-социологическая методология в изучении лит-ого процесса, подмена классовых мотивов социальной борьбы мотивами биологического и морального характера, иллюзия бесклассовой украинской нации и надклассовой интеллигенции - таковы основные черты теоретических воззрений Е., как они отразились в его лит-ых работах.Судебный процесс «СВУ» дополнил и расшифровал то, что в действительности таилось под идеологической фразеологией лит-ых произведений Е.

Девиз «нация над классами, государство над партией», под к-рым работала «СВУ», прикрывал продажу Украины международному империализму, национальный гнет, реставрацию капитализма, социальное порабощение украинских трудящихся масс и политическую диктатуру капитала. Е.-литератор идеологически обосновывал деятельность Е.-политика, а Е.-политик стремился реализовать то, что проповедывал Е.-литератор. Вся лит-ая деятельность Е. Была выражением националистической идеологии, а его работа последних лет была идеологическим оружием в борьбе украинской контрреволюции против советской власти и строительства украинской социалистической культуры.Е. Подписывал свои работы не только полным или сокращенным именем (С. Е-мов, С.

Е.), но и многочисленными псевдонимами. Ромул, С. Охріменко, С. Палець, Spectator, С. Ярошенко, Р. Дніпровенко, Сергій, С. Ситковецький, Липовчанин, Земець, С. Александрович, С. А-вич, Киянин, Scriba, Волосожар, Тр. Лановый, Nemo, П. Устяк.Библиография. I. Історія украiнського письменства, Киiв, 1911 - два изд. Изд. 3-е, Киев, 1917. Изд. 4-е, Берлин, 1920. М. Коцюбинский, Киев, 1922. Іван Нечуй-Левицький, Киiв, 1924. Карпенко-Карий, Киiв, 1924. Іван Франко, Киiв, 1926. Панас Мирний, Киiв, 1928. Вік, Укр. Антологiя, 3 тт., Киiв, 1902. Поэт-гражданин (П. Грабовский), Киев, 1903. Литературный Бонавентура, Киев, 1905. Шевченко, Украiнське письменство, Киiв, 1907. Марко Вовчок, Киiв, 1907. Гнучка чесність (Винниченко), Киiв, 1909. Котляревський (предисловие к «Творам»), Киiв, 1909 и 1918.

Муза гніву та зневірря (Олесь), Киiв, 1910. Борис Гринченко, СПБ., 1913. Шевченко, Збірка, Киiв, 1914. Кропивницкий и Гринченко, «Русск. Богатство», 1910. Поет підчас облоги (Л. Украiнка), «Рада», 1913. Писатель-гуманист (I. Франко), «Укр. Жизнь», 1913. Шевченко и литература, «Русск. Богатство», 1914. Шевченко и Котляревский, «Збірник памъяти Шевченка», Киiв, 1915. Новая украинская литература, сб. «Отечество», СПБ., 1916. Украинская литература, Энциклопед. Словарь бр. Гранат, т. 42, 1918. Памъяти С. Южакова, «Рада», 1910. Памъяти Михайловського, «Рада», 1914.II. Бойко В., Субъективно-соціологічний напрям в украiнському літературознавстві, «Критика», 1929, № 6.

Значения в других словарях
Ефремин

ЕФРЕМИН А. (1888-) (псевдоним Александра Владимировича Фреймана) - современный литературовед. Е. Преимущественно работал над изданием собрания сочинений Демьяна Бедного (тт. X, XI, XII, XIII, Гиз) и изучением его творчества. В своих книгах - «Демьян Бедный в школе» (М., 1926), «Демьян Бедный и искусство агитки» (М., 1927), «Демьян Бедный на противоцерковном фронте» (М., 1927) и «Громовая поэзия» (М., 1929) - Е. В общем правильно раскрывает общественную значимость его творчества. Однако эти рабо..

Ефремов П. А.

ЕФРЕМОВ Петр Александрович (1830-1907) - известный библиограф и библиофил. Страсть к книгам и любовь к литературе Е. Унаследовал от своего отца, Александра Степановича, проф. Московского университета, одного из членов кружка Станкевича. Юность Е. Прошла среди книг в кругу старой лит-ой Москвы. Мальчиком он знавал Белинского, к-рый жил в доме его отца. Еще со школьной скамьи начав собирание книг, Е. Составил исключительно ценную библиотеку по русской лит-ре и истории, заключавшую в себе издания ..

Жадовская

ЖАДОВСКАЯ Юлия Валерьяновна (1824-1883) - русская поэтесса и беллетристка. Р. В поместьи отца, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. Образование получила в губернском пансионе. Печаталась в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Русском вестнике», «Времени».Лирика Ж. - «поэзия женской неволи» (Скабичевский). Основная ее тема - тягостная разлука с любимым человеком, стоящим ниже ее по сословной принадлежности и материальному достатку. «Забвенье, холод, боль пренебреженья, гл..

Жакоб

ЖАКОБ Макс (Max Jacob, 1876-) - современный французский поэт и прозаик.Типичный представитель деклассирующегося мещанства. Р. В семье французского еврея-портного, в Кемпере. Был репортером, приказчиком, столярным подмастерьем, уличным фокусником, художественным критиком. Один из наиболее видных и влиятельных поэтов-модернистов современной Франции. Впал в мистицизм и принял в 1915 католичество. Основная полоса творчества Жакоба относится к довоенному периоду, хотя печататься он начал только во в..

Дополнительный поиск Ефремов С. А. Ефремов С. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ефремов С. А." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ефремов С. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 13 символа