Жанризм

153

ЖАНРИЗМ - понятие изобразительных искусств, означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных, часто комических подробностях внешности, костюма, положений и т. П. Ж. Характерен, напр. Для живописи голландского художника Теньера, для зарисовок Перова («Охотники на привале») и пр. В этом содержании понятие Ж. Перешло и в историю лит-ры.С явлением Ж. Мы встречаемся, вообще говоря, далеко не всегда. Художники-психологи обходят в описываемой ими среде моменты Ж., к-рые для них безразличны. Ни Лермонтова, ни Достоевского не интересует быт, на фоне к-рого живут и действуют их герои. Внимание этих писателей устремлено на человека, на сложную и противоречивую систему его поведения. Отсутствует Ж. И в авантюрной лит-ре, где он оттесняется необходимостью занимательно развернуть динамику сюжета (напр.

Все романы Дюма-отца). Зато пышным цветом он распускается там, где художником рисуются недра быта, причудливость и характерность его форм. Так, Ж. В изобилии имеется в ряде произведений Тургенева из крепостной («Льгов», «Контора») и мелкопоместной («Помещик») действительности, в «Войне и мире» Толстого, любовно воссоздающих аристократический быт начала прошлого века во всем многообразии его деталей (убранство комнат, картины праздника у Ростовых, эвакуация Москвы и пр.). Немало жанристских зарисовок мы найдем и во «Фрегате Паллада» Гончарова (вспомним хотя бы сделавшуюся классической параллельную характеристику англичанина и русского помещика). К видным жанристам должен быть отнесен М. Горький («На дне», «Городок Окуров») и пр.

Как явствует из этих беглых примеров, Ж. Вовсе не является принадлежностью какого-либо одного классового стиля. Им пользуются художники различных социальных групп - аристократии, мелкопоместья, патриархальной буржуазии, разночинной интеллигенции и пр., экспозирующих быт своих социальных групп рядом сценок, описаний внешности, костюмов, жилища и т. П.Жанристских зарисовок почти нет в лирических жанрах, они сравнительно редки и в драме, если только это не нравоописательная драма (как напр. У Островского), зато они очень часты в эпосе. Сфера бытования Ж. По преимуществу в дескриптивных жанрах - в этюде, в рассказе, в повести. Из «больших форм» им часто насыщен бытовой роман (напр. Писемский) и путешествия («Фрегат Паллада» Гончарова, «Путешествие в Арзерум» Пушкина, «Письма об Испании» Боткина и т.

Д.). Но особенно часты жанристские зарисовки в очерке, в физиологических (нравоописательных) очерках 40-х гг., в этнографических произведениях Даля, Максимова, в народнической лит-ре 70-х гг. И т. П.Ж. Иных беллетристов неоднократно давал критикам повод сближать их с мастерами изобразительных искусств, чаще всего живописи. Так, Гоголя за исключительное обилие и красочность его жанристских зарисовок (комнаты Манилова, Плюшкина, Ноздрева, картины Миргорода, ярмарка в Конотопе, ассамблея у городничего и т. Д.) называли «русским Теньером». Любовь Гончарова к мелочам, к бытописи, к прозаическим подробностям фона давала повод для сопоставления автора «Обломова» с Доу, Ван дер Неером, Остадом и др. Фламандскими живописцами.

Эти параллели можно было бы развернуть и углубить. Ж. Народнических очерков и Ж. Передвижнической живописи - явления, выросшие из однородных классовых корней. «Глухари» Репина и изображение молотобойцев в рассказе Гаршина «Художники» питаются одной и той же надрывной психоидеологией болеющей за «народ» и отрицающей «чистое искусство» разночинной интеллигенции 70-80-х гг. Различия живописи и лит-ры в этом отношении представляют собой не различие творческого метода, а разнородность материала (в одном случае образ дан через краску, в другом - через слово). На этом примере мы лишний раз убеждаемся в том, что литературоведение изучает лишь одну из проекций того классового стиля, к-рый выражается в различных искусствах.

Оперирование понятием Ж. Лишний раз перебрасывает мостик между наукой о лит-ре и искусствознанием, указывая на необходимость сравнительно-социологического изучения искусств изобразительных и словесных.

Значения в других словарях
Жан Поль

ЖАН ПОЛЬ - см. Рихтер. ..

Жанен

ЖАНЕН Жюль (Jules Gabriel Janin, 1804-1874) - французский романист и журналист, один из популярных критиков своего времени. Был другом коммунаров Пиа и Барбье, но сам не отличался устойчивостью политических взглядов и менял их в зависимости от обстоятельств. Ж. - родоначальник той эклектической и беспринципной литературно-художественной критики, к-рая утвердилась в буржуазной печати XIX века. Из всех его критических работ только отдельные статьи о французских художниках, вошедшие в недавно сост..

Жанры

К истории проблемы. Определение понятия.Решение проблемы в догматическом литературоведении.Эволюционистские теории Ж.Решение проблемы Ж. «формальной школой».Пути марксистского изучения Ж.Теория лит-ых Ж.Тематические, композиционные и стилистические признаки Ж.Ж. Как явление стиля.Классовая психоидеология как организующее начало литературного Ж.Примеры классовой обусловленности Ж.Обусловленность динамики Ж. Динамикой класса.Случаи «несоответствия» Ж. Классовой психоидеологии.Диалектика лит-ых Ж. ..

Жансемин

ЖАНСЕМИН Жаку (Jaquou Jansemin - на гасконском диалекте. Jaussemin - Жаусемин - на лит-ом провансальском яз. Jasmin Jacques - Жасмэн Жак - по-французски, 1798-1864) - провансальский поэт-ремесленник, писавший на гасконском наречии, по профессии - цирульник, живший в г. Ажене. Непосредственный предшественник фелибров .Внук нищего, сын горбуна-портного и калеки-матери, обремененных многочисленным потомством, Ж. В раннем детстве сопутствовал отцу, когда тот отправлялся на свой «отхожий промысел» б..

Дополнительный поиск Жанризм Жанризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жанризм" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жанризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 7 символа