Житков
ЖИТКОВ Борис Степанович (1876-) - автор многочисленных книг для детей. Инженер-судостроитель по профессии, много видал и испытал, был штурманом парусного судна, рыбаком и т. П. Лит-ую деятельность начал в 1923 сборником рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», в настоящее время работает в журнале «Еж». Ж. Далек от дидактизма и подходит к ребенку-читателю, как к равному. Беллетристические произведения его можно разделить на три группы. Первая - «Злое море» и «Ураган» - характеризуется психологической разработкой персонажей и интересом к технике. Подводная лодка, дирижабль, парусник и т. П. Своеобразное построение - переброска действия с одного места на другое, малая фабульность, отсутствие главного героя, обилие описаний, лит-ый, полный намеков и недомолвок язык - вот характерные черты произведений этой группы.
В произведениях второй группы - «Про слона», «Голый король» - Ж. Больше ориентируется на детского читателя в смысле выбора определенных приемов - развертывание фабулы, наличие главного героя, построение эпизодами, служащими для выявления характерных особенностей героя, конкретизация материала и разговорный язык. Произведения третьей группы - «Дяденька», «Джарылгач», «Мятель» - характеризуются возвратом к психологической разработке главного героя, данного в бытовом и производственном окружении, быстрым развертыванием фабулы, концентрированностью действия и языком, оставляющим впечатление записи подлинной детской речи. Тяга автора к изображению быта усиливается («Удав», «Мятель» и др.). Ж. Работает также над созданием технической и производственной книжки, широко применяя принцип конкретизации и наглядности материала («Паровозы», «Про эту книгу», «Река в упряжке», «Черные паруса» и др.).
Концентрируя материал вокруг конкретного факта и вскрывая ряд процессов в их последовательной связи, Ж. В книгах этого типа умеет использовать достижения техники. Рассказывая, он вместе с тем показывает, графически подтверждает и дополняет сообщение рисунками, фотографиями, схемами, чертежами, таблицами. Педагогическое значение Ж. - в его тематике, отвечающей индустриально-производственным запросам современных детей, а также в том, что его герои, за немногими исключениями, являются представителями пролетарской среды. Его произведения дают разнообразный материал для бесед, кружковой проработки, для переключения читательского интереса от приключений к темам технического и психологического порядка и развития трудовых навыков.Библиография.
Покровская А. К., Основные течения в современной детской лит-ре, «Работн. Просвещ.», М., 1927. Она же, Эволюция поучительной и образовательной детской книги, см. «Новые детские книги», сборн. VI, изд. ИМВР, М., 1928. Некоторый эксперимент, материал в ст. Григорьевой Т. А., Беседа как метод изучения детского отношения к книге. Там же, Чупырина Л. А., Беллетристические произведения Б. Житкова и отношение к ним детей (готовится к печати в сборн. VI «Новые детские книги»). Отзывы о книгах Житкова в указателях. Желобовский и Рубцова, Детская литература, «Работн. Просв.», М. Лопатина С., Художественное чтение в школе I ст., Гиз, 1928. Художественное чтение в школе I ст. В связи с работой по программам Гуса, под ред. Байдиной, Гакиной и Смирновой, «Работн.
Просвещ.», М., 1928, и в ряде педагогических и библиографических журналов.
Дополнительный поиск Житков
На нашем сайте Вы найдете значение "Житков" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житков, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 6 символа