Заумь

151

ЗАУМЬ - заумный язык, заумная поэзия. З. Явилась одним из основных творческих принципов русского кубофутуризма (см. «Футуризм»). В «Декларации заумного языка» («Заумники», Баку, 1922) Хлебников, Петников и Крученых так определяли сущность З. «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком. Но и личным. И языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный - позволяет выразиться полнее (пример. -го оснег кайд, и т. Д.). З. Пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не оскорбляя ее ничем конкретным». З. Так. Обр. Представляется или сочетанием звуков, не имеющих значения («убещур», «скум» и прочие - Крученых) или таковых же слов:«Захурдычивая в жордубтуПо зубарам сыпь дурбинуштом.Расхлыбасть твою да в морду туРазмордачай в бурд рябинушшом» (Каменский).Поскольку из заумного слова устранялось значение, постольку задача поэзии сводилась к созданию новых звуковых построений, подобных приведенным, что определяло значение З.

В поэтике кубофутуризма. В лит-ом плане З. Являлась своеобразной реакцией в защиту «самовитого слова» против того подчиненного значения, к-рое имело слово в поэтике символизма , где оно играло лишь подсобную роль в создании символа и где поэтическая лексика чрезвычайно резко была оттраничена от словаря разговорной речи. Уже акмеизм значительно раздвинул свои словарные границы (ср. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки» - Ахматова. «Неожиданный и смелый женский голос в телефоне» - Гумилев), еще дальше шел эгофутуризм («Это было на концерте в медицинском институте, Ты сидела в вестибюле за продажею афиш» - И. Северянин). Не удовлетворяясь включением в поэтический словарь разговорного яз., кубофутуризм еще более расширял его лексические и звуковые возможности, идя по двум линиям.

Первая линия - создание новых слов из старых корней (в этом случае значение слова сохранялось), как у Хлебникова, Каменского и др. Могатырь, могач, земеса, творяне, петер и т. Д. Поскольку слово выдвигалось на первый план, постольку переоценивались и его элементы, к-рым придавалось самостоятельное значение, - отсюда вторая линия, представленная Крученых, т. Е. Именно З. - создание новых звуковых комплексов, лишенных значения, - доводившая этот процесс возвращения слову его «прав» до абсурда. В богемной среде деклассировавшейся буржуазии, служившей базой для кубофутуризма, деградация давала своеобразное ответвление - крайний индивидуализм наряду с чрезвычайно слабо развитыми социальными связями - и вела к созданию З., т.

Е. Исключительно индивидуалистического яз. Принципиально отличны от З. Различные звуковые построения, также не имеющие значения, но играющие ту или иную композиционную роль - припева и т. П., напр. У Сумарокова - «Хор ко гордости»:«Гордость и тщеславие выдумал бес,Шерин да берин лис тра фа,Фар, фар, фар, фар люди ер арцы» и т. Д.,воспроизводящие то или иное звучание чужого яз., и т. П. (напр. У Л. Толстого разговор русских и французских солдат в «Севастопольских рассказах», у И. Сельвинского «Пролог» в «Пушторге» и цыганские стихи, у Л. Леонова «Туатамур» и т. П.), поскольку самая бессмысленность их имеет уже определенное смысловое значение. Точно так же не могут быть отнесены к З. Бессмысленные песни религиозных сект («Рентре, фентре, ренте, финтри, фунт»), воспроизводящие «божественный» яз.

И опять-таки, следовательно, осмысленные (см. «Стилистика лингвистическая»). З. - результат попыток создать индивидуалистический яз., попыток, основанных на глубоком непонимании социальной сущности языкового явления.Библиография. Арватов Б., Речетворчество (По поводу заумной поэзии), «Леф», 1923, II. Малахов С., Заумники, «На лит-ом посту», 1926, VII-VIII. См. Также лит-ру об А. Крученых и др. Представителях заумной поэзии.

Значения в других словарях
Застольные песни

ЗАСТОЛЬНЫЕ ПЕСНИ - см. Песни. ..

Засулич

ЗАСУЛИЧ Вера Ивановна (1851-1919). - Р. В семье офицера, в 1878 году стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и судом присяжных была оправдана. З. - виднейшая участница революционного движения 70-х годов, одна из основательниц группы «Освобождение труда». В последние годы своей жизни вместе с Плехановым участвовала в оборонческой группе «Единство».Лит-ое наследие З. Невелико. Значительную долю в нем занимают работы историко-литературного и литературно-критического характера. З. П..

Зауэр

ЗАУЭР Август (Sauer, 1855-1926) - австрийско-немецкий историк литературы и литературовед. Выдающийся представитель историко-филологической школы Шерера и основатель так называемого этнографического направления в немецком литературоведении, определяющего дифференциацию лит-ого творчества разных эпох и народов особенностями каждой народности, племени или расы. Писатель - продукт родной земли, семейной среды, ибо, по З., детские впечатления, влияние семьи, происхождения и т. Д. Играют огромную рол..

Захариасевич

ЗАХАРИАСЕВИЧ Ян (Jan Zacharjacevicz, 1825-1906) - польский писатель, игравший видную роль в лит-ре 60-80-х гг. Основные мотивы творчества З. - это проповедь «маленьких дел» и постепенства. Герой З. - средний «массовый» человек, внимание к к-рому писатель объясняет тем, что в его дни интересы замкнутой в себе личности должны уступить место интересам общим. З. Вошел в лит-ру как выразитель настроений крепнувшей мелкой буржуазии. Из произведений его могут быть названы. «Czerwona czapka» (Красная ш..

Дополнительный поиск Заумь Заумь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Заумь" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заумь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 5 символа