Изречение

168

ИЗРЕЧЕНИЕ - законченное выражение определенного, преимущественно философского или практически-морального смысла в пределах минимального интонационного (фраза, период) или метрического (строфа) единства. Примеры. «Ничего слишком», «Познай самого себя».Социологическими предпосылками существования И. Как самостоятельного жанра являются. Статичность, канонизация форм отражаемой в И. Культуры, позволяющая одним кратким намеком указать на существующие в ней отношения. Слабая роль индивидуальности, всецело растворяющейся в типической идеологии включающего ее общественного класса, и достаточно высокая степень развития словесной культуры, создающая необходимые предпосылки для стилистического выделения жанра.Отсюда, с одной стороны, расцвет И.

В культурах, вырастающих на базе застойных форм хозяйства и общественности (ср. Значение жанра в литературах древнего и средневекового Востока, где он господствует почти во всех лит-ых формах, сильное развитие И. В литературах европейского средневековья), с другой - тяготение к этой лит-ой форме классов, благоденствие и самое существование к-рых связано со стабилизацией известных социально-экономических отношений, уже выявивших наличие в них противоречия, - в этом смысле особенно показательны И. Землевладельческой аристократии античного рабовладельческого государства (расцвет гномы в греческой литературе VI в. До христ. Эры) или расцвет И. В так наз. «восточном течении» немецкого романтизма начала XIX в. Рюккерт, «Западно-восточный диван» Гёте и др.

Охранительная установка последнего произведения, ясно сформулированная в вводном стихотворении «Hegire» (Книга певца), определяет характер И. Позднего Гёте. Обращение к мудрости Востока и форме восточного И. Означает в «Диване» попытку противопоставления подвижной морали развивающегося капиталистического общества - «неподвижности» морали Востока, сложившейся в недрах патриархального быта.В эпохи роста индивидуалистических настроений обезличенное, часто анонимное И. Уступает место мысли, обычно понятной лишь в общем контексте творчества автора («Мысли» Гейне), часто деканонизируясь в ярко индивидуалистические формы фрагмента и парадокса. Личный характер носят напр. Сборники И. Идеологов французской феодальной аристократии XVII в.

- Ла Рошфуко (ср. С этим расцвет в том же классе и в ту же эпоху интимных форм мемуарной лит-ры, как напр. Дневника). Индивидуалистические тенденции ранней немецкой романтики находят себе выражение в культивировании фрагмента - Фр. Шлегель, Новалис. Индивидуалистические настроения конца XIX в. Характеризуются расцветом парадокса - Ницше, Уайльд.С другой стороны, в эпохи обострения классовой борьбы «мудрость отцов» - нашедшая себе выражение в И. Идеология сходящего с исторической арены класса - вызывает отталкивание со стороны нового, претендующего на гегемонию класса. Форма И. Становится достоянием пародии (И. Панглосса в «Кандиде» Вольтера).Формы И. В значительной степени характеризуются стремлением дать сжатое и в то же время исчерпывающее, подводящее итог длительному социальному опыту определение предмета.

Для И. Наиболее типичны фигуры. Перечня («Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю. Пути орла на небе, пути корабля среди моря, пути змеи на скале и пути мужчины к женщине» - Притчи Соломона). Риторического накопления («Не утолить океан притоками, топливом - пламя, жизнью всех созданных - смерть, лаской любовной - жену» - Панчатантра). Доказательства от противного («Пусть будет, что росинки утра останутся и днем. Но кто же будет верить мужчины чувствам?» - Исэ Моногатари). Эллипсиса («Ничего слишком» - Солон). Риторического вопроса («Вволю он не поест и сонный глаз не смыкает. Сам свое тело продав, счастлив ли царский слуга?» - Двадцать пять рассказов Веталы). Противопоставления («Псу живому лучше, нежели мертвому льву» - Екклезиаст) и др.Не менее характерны для И.

Тропы, сравнения («Как хочешь, люби осторожно, - нещадны людей языки. Так розу сорвать невозможно, шипом не поранив руки» - Саади) и метафоры («Не мечите бисера перед свиньями, ибо они попрут его ногами» - Евангелие). - При развитии описательных элементов сравнение может разрастаться в сценку («В жилище хожу, в жилище хожу я Лейлы, целую я там то ту, то другую стену. Но любит душа не стены того жилища, а любит душа того, кто живал в жилище» - Тысяча и одна ночь) и даже действенную фабулу (« Встань, о друг, возьми на миг лишь бремя бедности моей. Я же в этот миг единый смертный твой вкушу покой . Так, по кладбищу блуждая, нищий мертвому сказал. Тот в ответ не шелохнулся, - смерть приятней нищеты» - Панчатантра).

Здесь уже И. Перерастает в аполог или притчу. Мнемотехнические соображения способствуют тяготению И. К метрической (характерен выбор замкнутых, допускающих пуэнтировку конца строфических форм - дистих, четверостишие, шьлока и т. П.) или хотя бы ритмизованной прозаической форме, к анафоре и эпифоре, рифме, аллитерации и т. П. Максимальный лаконизм выражения достигается игрой слов, особенно излюбленной на Востоке, при которой одно словосочетание получает несколько значений. Изречение раскрывается таким образом как жанр существенно риторический. Отсюда - легко осуществляемое обособление в самостоятельные И. Риторически заостренных элементов больших форм (ср. Использование в качестве И. Гномических элементов античной трагедии, дидактических шьлока «Махабхарата», отрывков философских систем.

«Все течет» - Гераклита, «Это - ты» - Упанишад и т. П.).Отграничение И. От близких к нему малых форм представляется довольно затруднительным. Можно указать, что от эпиграммы И. Отличает отсутствие полемической установки, от лозунга - отсутствие агитационного действенного момента, от научной формулы - отсутствие связи с системой каких-либо доказательств, от «крылатого словца» и поговорки - законченность выраженного в И. Смысла.Впрочем границы между И. И родственными жанрами очень текучи. Так, постоянно можно наблюдать втягивание индивидуальных мыслей в круг И. И обратно. Циклизация И. Происходит обыкновенно путем объединения их вокруг вымышленной или исторической индивидуальности (дистихи Катона, Притчи Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова, Евангелие и т.

Д.). В качестве почти обязательного элемента И. Входит в состав большинства форм дидактической лит-ры - басни, где оно обычно заостряет «нравоучение», вопросоответных и повествовательных форм. Провести границу между обрамленным сборником И. И дидактическим романом во многих случаях весьма затруднительно.В понятие И. Войдут также малые формы дидактической и философской поэзии, определение к-рых часто не включает никаких отличительных признаков от И. - апофтегма, гнома, афоризм, максима, сентенция и т. П. В области фольклора под понятие И. Подойдет пословица (частично).Заключая в себе «мудрость веков» и являясь часто формулой, в к-рой сконцентрирован социальный опыт целой исторической формации, изречение также существенно отличается от афоризма или «мысли», развитие которых предполагает заметную текучесть социального быта и высокую степень развития индивидуальности.

Афоризм или «мысль» всегда глубоко личны, тогда как наиболее чистым видом И. Являются анонимные И. Далек от И. И парадокс, обычно связанный с эпохами интенсивной ломки устоявшихся социально-экономических отношений. Выставляя противоречащие общепринятым началам положения, парадокс тяготеет к «единичному», не ставшему еще общераспространенным. С противоположной тенденцией мы чаще всего встречаемся в изречении, функция которого большей частью носит охранительный характер.

Значения в других словарях
Изосиллабизм

ИЗОСИЛЛАБИЗМ - равносложность, деление стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов. В стиховых системах, строящихся на И., основной мерой стиха считается обычно известное, равное во всех единицах число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Если стих делится пополам цезурой на две меньших единицы, то каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце. Такого рода стихосложение, основанное на И., распространено преимущ..

Изохронизм

ИЗОХРОНИЗМ - равновременность - равенство стиховых единиц во времени, деление стиха на ритмические единицы, равные между собой по длительности. Учение об И., лежащем в основе соизмеримости стиховых единиц, свойственно музыкальным теориям стихосложения , исходящим из аналогии ритма стиха с ритмом музыки. Как ритм последней возникает в результате чередования равных по своей временной длительности единиц - тактов (состоящих из отдельных нот, кратных друг другу), так в стихе - с точки зрения «изохр..

Икар

ИКАР - в греческой мифологии сын искусного мастера Дедала, построившего критскому царю Миносу лабиринт и силой удерживаемого Миносом на Крите. Дедал, спасаясь от Миноса, изготовил крылья из перьев, слепив их воском, и улетел с сыном в Сицилию. По дороге И., нарушив запрет отца, неосторожно приблизился к солнцу. Воск растаял, и И. Упал в море. Происхождение мифа неясно. Литературно обработан он был Еврипидом в трагедии «Критяне» (несохранившейся) и, по образцу какого-то эллинистического произвед..

Икбал

ИКБАЛ Мухаммад (Igbal - . ) - выдающийся современный поэт на языке урду. Урду литература. ..

Дополнительный поиск Изречение Изречение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Изречение" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Изречение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 9 символа