Каверин

198

КАВЕРИН Вениамин Александрович (1902-) - современный беллетрист и литературовед. Получил образование в Институте восточных яз. И в Ленинградском университете. Был членом лит-ой группы «Серапионовы братья» . Первый рассказ К. Вышел в 1920. К. - представитель молодого поколения буржуазной интеллигенции, в юности пережившего гибель своего класса и крушение всего привычного уклада. Отсюда - стремление уйти от чуждой и гнетущей советской действительности, ощущение своей никчемности и беспочвенности, прикрываемое поверхностной иронией и формалистическим штукарством. Первые произведения К. - фантастические рассказы, явно написанные «под Гофмана», переполненные мистикой и нелепостями, отличающиеся смешением ужаса перед действительностью с нигилистической клоунадой.

Этому вполне отвечают формальные особенности первых произведений К. Клочковатая композиция и смещение плоскостей, соединение напряженного лиризма с нарочитым обнажением приема и т. Д. Это же отталкивание от советской действительности выражено в талантливой повести «Конец хазы» (1925). Квазиреалистическая история воровского притона и его геройской гибели противопоставляется советским будням совершенно так же, как в рассказах 1921-1922 реальный мир противопоставлялся фантазии. Повесть «Девять десятых судьбы» (1925), рисующая Октябрьскую революцию в Ленинграде, не оказалась, вопреки некоторым предположениям, сдвигом в сторону сближения с пролетарской революцией, и дальнейшие произведения - «Кутумские часовщики», «Ревизор» - продолжали линию ирреализма и формалистических ухищрений.

Последний роман К. «Скандалист» (1928) - свидетельство осознания автором коренной порочности своего общественного и лит-ого пути. Это - беспощадный и меткий памфлет на среду буржуазных литературоведов и художников. Роман вскрывает никчемность не только последышей старой академической науки, но и вождей формализма. Формалист Виктор Некрылов признается. «Товарищи, больше нельзя отшучиваться. Мы хотели обшутить современность, а правыми оказались те, которые не шутили». Значение романа К. Как документа, разоблачающего банкротство формалистов и вообще внутренних эмигрантов в лит-ре, велико, но это - значение чисто негативное. К. Осознал банкротство своей группы, но выхода в живую советскую жизнь все еще не видит. Он рвет с теми, кто отшучивался, но попрежнему далек от тех, к-рые не шутили и не шутят.

Историко-литературное исследование К. «Барон Брамбеус» богато фактическим материалом, но научного значения не имеет, ибо неоформалистская методология «лит-ого быта» бессильна обнаружить закономерность лит-ого развития (см. «Метод формальный»).Библиография. I. Мастера и подмастерья, изд. «Круг», М., 1923. Рассказы, изд. «Круг», М., 1925. Конец хазы, изд. «Жизнь искусства», Л., 1926. Девять десятых судьбы, Гиз, М. - Л., 1926 (изд. 3-е, 1929). Ночь на 26-е октября, изд. «Прибой», Л., 1926. Большая игра, изд. «Огонек», М., 1926. Воробьиная ночь, изд. «Круг», М., 1927. Бубновая масть, изд. «Книжные новинки», Л., 1927. Скандалист, или вечера на Васильевском острове, изд. «Прибой», Л., 1928. Барон Брамбеус, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1929.

Для детей и юношества. Осада дворца, М. - Л., 1926. Впереди всех, Гиз, М. - Л., 1926 (обе книги - по нескольку изданий).II. Переверзев В. Ф., На фронтах текущей беллетристики, «Печать и революция», 1923, IV. Лелевич Г., По журнальным окопам, «Молодая гвардия», 1924, VII-VIII. Браун Я., Десять странников в «осязаемое ничто», «Сибирские огни», 1924, I. Горбачев Г., Современная русская литература, Л., 1928. Селивановский А., Островитяне искусства, сборник «В литературных боях», Л., 1930.III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927). Т. I, Гиз, М. - Л., 1928.

Значения в других словарях
Кабус-Намэ

КАБУС-НАМЭ - см. Персидская литература. ..

Кавальканти

КАВАЛЬКАНТИ Гвидо (Guido Cavalcanti, около 1259-1300) - итальянский поэт. Р. Во Флоренции. К. - один из крупнейших представителей «нового сладостного стиля» - «dolce stil nuovo» . Время К. Было эпохой интенсивного роста итальянского торгового капитализма и порожденной им молодой буржуазной культуры, прогресс к-рой начал сказываться во все более живом и глубоком изучении латинских (позднее - греческих) первоисточников и в развитии науки, конечно на первых шагах абстрактной учености - философии, ..

Кавья

КАВЬЯ (KДЃvya) - термин древнеиндийской поэтики, означает художественное произведение, отвечающее канонам поэтики и стилистики. В более узком значении К. (точнее махакавья - «большая поэтическая форма») обозначает эпос, роман или лироэпическое произведение на мифологический или исторический сюжет.Языком К. Может быть санскрит, пракрит или апабхрамша (см. Индийские языки), формой изложения - метрическая (padya), прозаическая (gadya) или смешанная (micra).Европейские исследователи обычно употребл..

Каган

КАГАН Абрам (Awrom Kagan) - современный еврейский советский писатель. В 1923 дебютировал небольшим сборником стихотворений «Karbn» (Борозды). В свое время ценность их выражалась в том, что поэт сумел остаться в стороне от болезненно-националистических переживаний, так или иначе окрасивших значительную часть еврейской поэзии того времени и служивших ширмой, за к-рой еврейская мелкобуржуазная интеллигенция скрывала свое банкротство перед пролетарской революцией. К. Наоборот сумел возвестить в сво..

Дополнительный поиск Каверин Каверин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каверин" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каверин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа