Каден-Бандровский
КАДЕН-БАНДРОВСКИЙ Юлий (1885-) - современный польский писатель (Каден - псевдоним). Выступив еще в 1911 с повестью «Niezguta», К.-Б. Приобретает популярность лишь в послевоенной Польше, становясь характерным выразителем психоидеологии мелкобуржуазной интеллигенции, борющейся вместе с национальной буржуазией за национально-политическую независимость фашистской Польши. Основной темой ранних его произведений является сопоставление силы и слабости - слабого и сильного человека. Для К.-Б. - выразителя устремлений националистической буржуазии, захватившей власть, - понятие силы становится основным критерием в оценке человеческих и общественных отношений и перерастает в проблему власти. Это понятие, взятое вначале как моральный критерий, получает после победы национальной буржуазии новую направленность.
К.-Б. В «Генерале Барч» (в лице генерала Барч изображен Пилсудский) восхваляет не просто силу, а силу как специфически диктаторское начало, захватившее в свои руки власть. Книга носит яркий политический, фашистский отпечаток. Сторонник Пилсудского как личности и вождя, полностью принимая его политическую программу, К.-Б. Подвергает критике деятельность промышленной буржуазии. С этой стороны особенно показателен цикл «Czarna skrzydla», состоящий пока из двух крупных вещей - «Lenora», «Tadeusz» (Wydawnictwo raktodu narodowego im Ossolins im Kich, Lwow, 1929).Здесь К.-Б. Изображает почти нищенское положение горняков, еще более резко оттеняемое жизнью буржуазии и высших служащих предприятий. С иронией, переходящей в злобное издевательство, рисует К.-Б.
Директоров предприятий, в особенности директора-поляка Кострыня. Писатель ловит Кострыня в минуты интимнейших переживаний, чтобы раскрыть всю его низость и сопоставить ее с официальным его положением - директора, имеющего власть над рабочими.Депутат сейма, социалист Меневский (довольно удачная пародия на Дашинского) обрисован в таких же презрительных тонах. Он не утрирован, как Кострынь, - это яркая сатирическая и вместе с тем точная характеристика ППС, ее продажности и ничтожества. Контрастом этой паре является лишь коммунист Душ. Правда, характеристика его как коммуниста более чем сомнительна, но Душ - «сильная личность», близкая К.-Б. ...как «орудие» в борьбе с ненавистной ППС. Счеты с ППС сводят однако не рабочие и не коммунисты, а герой К.-Б.
- интеллигент Тадеуш, сын лидера ППС Меневского. Для борьбы с социал-соглашателями Тадеуш ищет сильных и справедливых людей и находит их среди «смелых, преданных родине и бескорыстных» сторонников Пилсудского.Переходя к беглой обрисовке стиля К.-Б., следует прежде всего отметить его глубокую реалистическую основу, переходящую подчас в натурализм в духе Золя или Лемонье. К.-Б. Подобно Золя никогда не делает описание самоцелью. Творчество К.-Б. Колеблется между натуралистическим объективизмом и сентименталистской эмоциональностью, давая в лучших местах своеобразный их сплав. В частности интересную модификацию натурализма и сентиментализма представляет диалог у К.-Б., складывающийся как бы из точных реплик отдельных персонажей, «фотографически» закрепленных автором, и лирических недомолвок, продолжающих эти реплики и вносимых автором или от себя или от собеседника.
К недостаткам стиля К.-Б. Следует отнести недостаточную композиционную слаженность его произведений. Вытекает это из натуралистическ. Симпатий автора, увлекающих его иногда к особой тщательности при выписке отдельных этапов повествования, что нарушает стройность архитектоники. Этим частично объясняется неудача К.-Б. В области драмы, где он также пробовал свои силы.Библиография. Niezgula, PowieЕ›Д‡, Lwów, 1911. Zbytni nowele, Kraków, 1914. Iskry, WiedeЕ„, 1915. Bitwa pod Konarami, WiedeЕ„, 1915. MogiЕ‚y, wyd. 2-e, Lublin, 1916. Spotkanie, Novele, Warszawa, 1917. Wyprawa WileЕ„ska, Warszawa, 1919. PodpuЕ‚kownik Lis-Kula, wyd. 2-e, Warszawa, 1919. Wianki, Warszawa, 1920. Wiosna 1920 roku, Warszawa, 1921. Pilsudczycy, wyd. 2-e, Warszawa, 1921.
Proch, PowieЕ›Д‡, wyd. 2-e, Warszawa, 1921. Rubicon, Novele, Warszawa, 1921. Zawody, Novele, wyd. 2-e, Warszawa, 1922. General Barcz, PowieЕ›Д‡, Warszawa, 1923 (русск. Перев. С предисл. Д. Заславского, «Прибой», Л., 1926). Wakacje moich dzieci, Novele, Warszawa, 1924. Przymierze serc, Novele, Warszawa, 1924. Europa zbiera siano (картины послевоенной Зап. Европы), Lwów - Warszawa, 1927. Nad brzegiem Wielkiej Rzeki, Lwów - Warszawa, 1928. Rzymianie wschodu, Warszawa, 1928. Na progu, Warszawa, 1928. Lenora (cykЕ‚ «Czarne skrzydЕ‚a»), wyd. 2-e, Warszawa-Lwów, 1929. Luk, PowieЕ›Д‡, wyd. 2-e, Warszawa, 1929. Tadeusz (cykЕ‚ «Czarne skrzydЕ‚a»), Warszawa - Lwów, 1929.
Дополнительный поиск Каден-Бандровский
На нашем сайте Вы найдете значение "Каден-Бандровский" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каден-Бандровский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 17 символа