Казбеги

143

КАЗБЕГИ Александр (1848-1893) - выдающийся грузинский беллетрист. Происходил из состоятельной дворянской семьи. Воспитывался среди грузинских горцев и обстоятельно изучил нравы и обычаи горских племен. Высшее образование получил в Московской Разумовской сельскохозяйственной (ныне Тимирязевской) академии. Но городская жизнь не привлекала К., и он вскоре после окончания образования вернулся обратно в горы и стал заниматься скотоводством. Только в 1879 переселился он в Тифлис. Здесь он сперва вступил в драматическую труппу и играл на сцене грузинского театра, а потом приступил к лит-ой деятельности. Долголетнее пребывание в горах и внимательное наблюдение за жизнью местного населения дали К. Огромный материал для его художественного творчества.

К. С большим искусством изображает общинную жизнь горских племен в период их завоевания русским капиталом и установления в горах полицейской власти. Писатель-народник, К. Проникнут глубокой любовью к нравственным нормам и обычаям «теми» (общины), и, сознавая, что с укреплением царского режима в горах отомрут «славные вековые традиции свободного народа», он - представитель консервативно-народнического мировоззрения, стремится своим изящным, образным яз. Закрепить в лит-ре уходящие патриархальные формы и каноны общественной жизни горских племен. Большая часть произведений К. Посвящена изображению того социального механизма людских отношений, на к-ром держался примитивный общественный строй. Описывая существующие житейские нормы горцев, К.

Затрагивает проблему взаимоотношений между личностью и родом, показывая, насколько противоречат «священные правила» «теми» запросам пробуждающейся индивидуальности. Но, констатируя эту коллизию, писатель утверждает, что правила «теми» должны стоять выше всяких личных интересов, что все, не подчиняющиеся им, подлежат «проклятию» и немедленному изгнанию из «теми». Так К. Приходит к проповеди идей темского коллективизма. При этом одной из больших заслуг К. Является то, что он, изучая культуру горцев и выступая против таких вредных пережитков, как жестокие обычаи кровной мести, сумел убедительно показать, что горцы вовсе не являются дикими зверями и «головорезами», как их склонны были изображать апологеты колонизационной политики царизма.Не менее важное место в творчестве К.

Занимают национальные мотивы. В 60-х - 70-х гг. XIX в. Жители кавказских гор были окончательно и жестоко разгромлены русской монархической властью, и местные обычаи стали регулироваться полицейскими законами. К. Дал яркую характеристику той борьбы, к-рую вели горцы против русских солдат и полицейских. Он призывает горцев продолжать героическую защиту своей земли и никому не дать «осквернить» адаты общины. Но К. Не мог не видеть, что «русский царь сильнее теми» и что все усилия горцев защитить свою независимость - бесполезны. Он принимает эту горькую истину, но вместе с тем высказывает глубокую уверенность в том, что в будущем общинный строй опять возродится, ибо «истоки нашей жизни исходят только из него». Необходимо кроме того отметить, что К., изображая жизнь грузин-горцев, большое внимание уделяет также негрузинским племенам, населяющим Кавказские горы.

В повести «Элисо» он нарисовал трагедию Чечни, находящейся под жестоким игом русского самодержавия, представители к-рого беспощадно выселяли целые чеченские аулы в Турцию. В последние годы своей деятельности К. Написал также пьесу из жизни крепостных крестьян («Арсена»), где он разрабатывал идею экономического и правового освобождения крестьян от ига помещиков.К. В грузинской лит-ре считают представителем неоромантического направления. Но это мнение можно оспаривать. Для творчества К. Прежде всего характерен бытовой реализм в романтической окраске, а в отношении социальной характеристики лит-ого стиля К. Его можно считать представителем мелкобуржуазной народнической идеологии.Для современности произведения К., кроме своей эстетической ценности, имеют большое историческое значение, ибо по ним достаточно полно можно изучать отдельные отжившие и отживающие стороны общественной жизни племен Грузии и Кавказа.Библиография.

I. Произведения К. В русск. Перев. Печатались в журнале «Кавказский вестник» за 1899-1902. В новом переводе имеется «Елгуджа», «ЗИФ», М., 1926.II. Хаханов А., История грузинской словесности, вып. V, М., 1906. Котатишвили В., История грузинской литературы, ч. 3, Кутаис, 1927.

Значения в других словарях
Казанско-татарский язык

КАЗАНСКО-ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК - см. Татарские языки. ..

Казачьи песни

КАЗАЧЬИ ПЕСНИ - см. Песни. ..

Кази

КАЗИ Бурханаддин - см. Тюркская литература. ..

Казин

КАЗИН Василий Васильевич (1898-) - современный поэт. Р. В рабочей (по происхождению отец его крестьянин) семье. Печататься начал с 1914. Популярность К. Как поэта закрепилась в 1920-1922. Первая книга К. «Рабочий май» давала материал для установления ремесленного генезиса его творчества. Ремесленные лирические образы ее оказали довольно значительное влияние на пролетарскую поэзию того времени. У критики периода первых послереволюционных выступлений Казина была установка рассматривать это «ремес..

Дополнительный поиск Казбеги Казбеги

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Казбеги" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Казбеги, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа