Кайзер

216

КАЙЗЕР Георг (Georg Kaiser, 1874-) - современный немецкий драматург. Р. В Магдебурге. Работал в Буэнос-Айресе, много путешествовал. Был коммунистом. Начал писать в 1905. Лит-ую деятельность К. Можно разделить на три периода. Первый - до германской революции 1918. В то время К. В своих комедиях - «Кентавр» (Der Zentaur), «Ректор Клейст» (Rector Kleist, 1905), «Сорина» (Die Sorina, 1917) - подобно Штернгейму высмеивает ограниченность, косность и ложную этику буржуазного общества. В других драмах этого периода К. Ставит проблему самопожертвования ради блага любимого человека («Konig Hahnrei», 1913, «Die Versuchung», 1917, и «Das Frauenopfer», 1917) и ради блага общества («Die Burger von Calais» и «Die judische Witwe»).

Осмеяние буржуазного общества и попытка поставить вопрос о взаимоотношении общества и личности характеризуют первый период творчества К. Вызов буржуазному миру бросается в драме «Von Morgen bis Mitternacht» (С утра до полночи), критике подвергается самая основа капитализма - власть денег. В драме доказывается, что подлинные ценности не продаются и не покупаются.Своими произведениями этого периода К. Уже вносит некоторый протест в буржуазную лит-ру, противопоставляя упадочной безыдейности определенные социальные конфликты и проблемы.Во второй период творчества К., совпадающий с развитием революции в Германии, усиливаются и углубляются социальные тенденции. К. Пытается разрешить ряд основных социальных проблем, к-рые в то время были актуальными для германской революции.

В этом отношении трилогия «Коралл» (Die Koralle, 1917), «Газ I» (Gas I). «Газ II» (Gas II, 1920) является очень показательной. К. Примыкает к господствовавшему в то время в немецкой лит-ре мелкобуржуазному стилю - экспрессионизму. К. Вносит туда особую струю. Он очень остро чувствует необходимость разрешения проблемы дальнейшего развития общества, сознавая, что должны наступить какие-то перемены и старое должно рухнуть. Как миллиардер в драме «Коралл» бежит от своего прошлого, так и К. В своем творчестве бежит от буржуазного общества и ищет выхода. Миллиардер этого выхода не находит. Убедившись, что прошлое гонится за настоящим и от него убежать нельзя, он предпочел смерть вечному страху. Сын миллиардера решает вначале социальную проблему предоставлением рабочим доли в прибылях.

Рабочие работают до самозабвения, превращаясь в придаток к машине, развивая те части тела и те чувства, которые необходимы в процессе производства на построенном ими газовом заводе. Для составления газа выработана формула. Несмотря на ее правильность, газ взрывается. Эта катастрофа должна показать, что механический труд и рациональное управление им не могут удовлетворить человека. Этот взрыв - протест против превращения человека в механизм. К. В этой драме бежит от механистичности капитализма и механистичности, скрашенной социальным равноправием, какой очевидно К. Представляется индустриализованный социализм. Сын миллиардера убеждается в том, что механизированный мир городского труда уродует природный лик человека, и предлагает поэтому уйти из города и строить мирные селения, где можно вести упрощенную жизнь на лоне природы.

Но рабочая масса во главе с инженером восстает против этой утопии и восстанавливает производство, несмотря на неустраненную опасность нового взрыва газа. Во второй части «Газа» человечество разделено на два воюющих лагеря. Газ производится для уничтожения противника. Все силы человечества напряжены в этой борьбе. Вопрос решает рабочий, внук миллиардера. Он уничтожает общество, взорвав баллон с новым ядовитым газом. Проблемы будущего К. Не разрешает. Миллиардер кончает с собой, сын миллиардера мечтает об упрощенном обществе на лоне природы, а внук взрывает все общество, достойное только гибели. Персонажи драмы Кайзера обезличены, действие стремительно-динамично, идеи абстрагированы, что приближает его творчество к буржуазному конструктивизму.

Именно в этом выражается связь К. С буржуазным миром, несмотря на всю его ненависть к нему. В этом отношении К. Отличен от некоторых мелкобуржуазных экспрессионистов, напр. Верфеля, к-рый в своих произведениях не прибегает к таким рационалистическим схемам, как автор «Трилогии». Последний развивает абстрактные идеи, в то время как другие экспрессионистские писатели выдвигают на первый план сгущенные порывы чувств.В третий период творчества К., во время иллюзорной стабилизации капитализма в Германии, когда большинство бывших экспрессионистов переходят в той или другой форме к оправданию окружающей действительности (напр. Верфель, Эдшмидт, Франк и др.), к реалистическому изображению повседневной жизни, К. Возвращается к комедии, осмеивающей новое послевоенное и послереволюционное буржуазное общество.

Сатира его, как мы видим напр. В комедиях «Prasident» (1923), «Kolportage» (1924), «Nebeneinandern» (1923), направлена против разных социальных слоев буржуазного общества. Она не указывает выхода, т. К. В ней звучит неверие в возможность изменения существующего строя, превращающееся в своеобразное примирение с существующим порядком, что лишает эти произведения К. Той социальной заостренности, к-рая могла бы выделить их из современной буржуазной лит-ры Германии.Интересна в одной из последних вещей К. - «Octobertag» (День октября, 1928) попытка возвысить пережитые чувства над действительностью, хотя бы они противоречили ей. К. Начинает сомневаться в реальной жизни. Один из героев драмы говорит. «Все действительно и недействительно в одно и то же время».

Это уже упадочное игнорирование реальных явлений, к-рые, по мнению К., могут быть заменены вымышленными более яркими и сильными представлениями.Это уже не борьба с капиталистическим обществом, а бегство от реальной жизни в иллюзию.Таков путь развития творчества К. - социально-активного буржуазного писателя, возненавидевшего буржуазное общество, но в то же время не имеющего силы порвать с ним и поэтому неспособного разрешить поставленные проблемы, запутавшегося в противоречиях своего класса.Библиография. I. Газ, Драма в 5 д., перев. Г. Л. Зуккау, под ред. А. Горлина, Гиз, П., 1922. Драмы, со вступительной ст. А. В. Луначарского, Гиз, М. - П., 1923. Кинороман, Комедия в 3 д. С прологом, перев. Г. И. Гордона, изд. «Время», Л., 1925. Произведения К., кроме указанных в тексте Europa, 1915.

Der Brand im Opernhaus, 1918. Holle, Weg, Erde, 1919. Der gerettete Alcibiades, 1920. Der Protagonist, 1922. Kanzlist Krehle, 1920. Die Flucht nach Yenedig, 1922. Gilles und Jeanne, 1923. David und Goliath, 1921. Noli me tangere, 1922. Zweimal Oliver, 1926.II. Левман С., Рабочий в западной литературе. Германский рабочий, «На посту», 1923, IV. Фриче В. М., Главнейшие течения послевоенной литературы Запада, «Под знаменем марксизма», 1924, I. Фриче В. М., Западно-европейская литература XX в. В ее главнейших проявлениях, изд. 2-е, Гиз, М. - Л., 1929. Гвоздев А., Экспрессионизм в немецкой драме, «Современный Запад», 1922, I. Луначарский А. В., Предисловие к драмам К., Гиз, М. - П., 1923. Freyhen Max, Georg Kaiser, 1926. Diebold, Anarchie im Drama, 1925.

Freyhen Max, Drama der Gegenwart, 1922.

Значения в других словарях
Казотт

КАЗОТТ Жак (Jacques Casotte, 1719-1792) - французский писатель эпохи Рококо . Происходил из буржуазной семьи. Служил по морскому ведомству в Вест-Индии, где скопил большое состояние. В 1760 вышел в отставку и спокойно зажил на свою ренту в Париже и в местечке Pierry в собственной вилле. Лит-рой К. Занимался для собственного удовольствия. Талантливый и остроумный дилетант, он писал легкие стишки и романсы, поэмы («Olivier», 1762 - пародия на Ариосто), восточные сказки («La patte de chat», 1741. ..

Каин

КАИН - по Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. Совершил первое преступление на земле - братоубийство, и с именем его связана «первая смерть на земле», первая скорбь матери, потерявшей сына. В Библии об этом убийстве сказано. «Прозре бог на Авеля и на дары его. На Каине же и на жертвы его не внял» (Книга бытия, гл. III, В§ 4-5). Так. Обр. По Библии причиной преступления К. Была его зависть к брату, к-рому бог уделил больше внимания. Но библейский текст..

Каладзе

КАЛАДЗЕ Карло (1907-) - современный грузинский пролетарский поэт и драматург. Печататься начал с 1922, помещая свои стихи в журнале «Момавали» (Будущее). В 1925 вошел в группу «Пролемаф» (Новый фронт пролетарской литературы). В настоящее время - член Груз’АПП. Первые стихи воспевают отдельные моменты революционной борьбы рабочих за укрепление своей диктатуры и в некоторой степени характеризуются отвлеченной тематикой. Но в дальнейшем Каладзе скоро перешел к конкретным темам социалистического ст..

Каламбур

КАЛАМБУР (calembour). - Происхождение слова К. Не выяснено. Существует лишь ряд анекдотов, связывающих это слово то с названием города Калемберга (в к-ром будто бы жил во времена Лютера немецкий пастор Вейганд фон Тебен, славившийся шутками), то с различными анекдотическими личностями. Существует еще предположение, что слово К. Произошло от итальянского выражения «calamo burlare» - шутить пером. Каламбур представляет собой игру слов, одинаково произносимых, но разнозначащих (часто и разнопишущи..

Дополнительный поиск Кайзер Кайзер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кайзер" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кайзер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа