Лавров

189

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, - был профессором математики в Артиллерийской академии. В 60-х гг. Принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Каракозова Л. Был арестован и сослан в Вологодскую губ. В ссылке Л. Было написано самое известное его произведение - «Исторические письма». В 1870 он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с зап.-европейским рабочим движением и вступил в число членов I Интернационала. В целях организации помощи осажденной Парижской Коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом.

В 1873-1877 редактирует журн. «Вперед» и одноименную двухнедельную газету (в 1875-1876) - органы возглавлявшегося Л. Направления русского народничества, так наз. Лавризма. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883-1886 редактирует вместе с Тихомировым «Вестник Народной воли». Л. Умер в Париже, где и похоронен.По философским своим воззрениям Л. Был эклектиком, пытавшимся сочетать в одно учение системы Гегеля, Фейербаха, Ф. Ланге, Конта, Спенсера, Прудона, Чернышевского, Бакунина, Маркса. Основной чертой его мозаичного миросозерцания был позитивистический агностицизм. Как историк и социолог Л. Был идеалистом и субъективистом. Процесс исторического развития он оценивал с точки зрения субъективно выбранного нравственного идеала.

Историю в конечном счете делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство («критически мыслящие личности»). Поэтому первой задачей революционных деятелей является выработка нравственного идеала, к осуществлению к-рого им и надлежит стремиться в своей практической деятельности. Своему идеалу Л. Дал следующую формулировку. «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости». Морализующий и академический характер социально-политической программы Л. Сделал его вождем правого крыла русских революционеров 70-х гг. Революционный подъем 70-х гг. Привел к быстрой потере Л. Его популярности и переходу гегемонии в революционном движении к бакунизму.

Призывая к единству всех социалистических направлений, Л. Стремился к включению в свою систему и элементов марксизма. Несмотря на это, социализм Л. Носил типично народнический характер (учение об особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала и т. Д.). Однако связь лавристов с международным рабочим движением, их большое внимание к работе среди городских рабочих привели к тому, что лавризм сыграл некоторую роль в деле подготовки кадров для первых соц.-дем. Кружков в России.В вопросах искусства Л. Первоначально (в 50-60-х гг.) стоял на позиции чистого искусства. В 70-80-х годах Л. Стал ценить искусство с точки зрения соответствия его содержания идеалам революционной интеллигенции (ст.

«Два старика», 1872, - о Гюго и Мишле - и др.), не переставая говорить о «стройности формы». Реакционное искусство признается им не только вредным, но и не имеющим эстетической ценности. Л. Один из первых занялся изучением революционной и рабочей поэзии (статьи «Лирики тридцатых и сороковых годов» - о Гервеге, Эб. Эллиоте и др., 1877). В 90-х гг. Л. Становится на точку зрения отрицания искусства как самостоятельной надстройки. Единственная задача, к-рая по его мнению останется за искусством, - это «украшение жизненных и научных потребностей». Эта динамика воззрений Л. На литературу дала себя знать в статьях, посвященных явлениям зап.-европейской литературы (помимо упомянутых статей - « Лаокоон Лессинга», 1860, «Мишле и его Колдунья », 1863, «Г.

Карлейль», 1881, «Лонгфелло» и «Шекспир в наше время», 1882), представляющих интерес и в том отношении, что в них раскрывается литературно-критический метод Л. (см. Критика). Порицая писателя за «отсутствие страстного и живого участия в интересах и вопросах современности» (статья «Лонгфелло»), Л. Преимущественно базировался на творчестве таких авторов с социальным уклоном, как Гюго, Гервег, Уитмен и др., давая им не лишенные социальной и политической остроты характеристики.Л. Был дворянином, ушедшим от своего класса и перешедшим на сторону крестьянства. Дворянское прошлое внесло в народническую идеологию Л. Своеобразные ноты - теорию уплаты долга народу за привилегированное положение свое и своих предков.Библиография.

Русанов Н., Лавров, Очерк его жизни и деятельности, в кн. «Социалисты Запада и России», СПБ, 1908. «П. Л. Лавров», Сборн. Статей, изд. «Колос», П., 1922. Энгельс о П. Лаврове и П. Ткачеве, с предисл. Рязанова, «Под знаменем марксизма», 1922, май - июнь. Плеханов Г. В., Наши разногласия, Собр. Сочин., т. II. Его же, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Собр. Сочин., т. VII. Его же, О социальной демократии в России, Собр. Сочин., т. IX. Горев Б., Лавров и утопический социализм, «Под знаменем марксизма», 1923, № 6-7. Фриче В., Лавров и чистое искусство, там же. Козьмин Б., Ткачев и Лавров, сборн. «Воинствующий материалист», кн. I, М., 1924. Ладоха Г., Исторические и социологические воззрения П. Л. Лаврова, в сборн. «Русская историческая литература в классовом освещении», т.

I, М., 1927. Книжник-Ветров Ив. С., П. Л. Лавров, М., 1930.

Значения в других словарях
Лаведан

ЛАВЕДАН Анри (Henri Lavedan, 1859-) - французский драматург и романист. Первая его пьеса «Принц д’Орек» (Le prince d’Orec, 1890) верна традиции старой комедии характеров. В последовавшем за ней ряде комедий, романов и повестей Лаведан отходит от индивидуалистического жанра в сторону социального (романы «Их сердца» - «Leur cOurs», «Новая игра» - «Le jeu nouveau» и наиболее известная у нас комедия «Путь спасения» - «Le chemin de salut»). На общем фоне азартной игры современной биржи Л. Развертыва..

Лавренев

ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич (1894-) - современный беллетрист и драматург. Окончил гимназию и юридический факультет Московского университета. В 1915 был мобилизован в действующую армию. С 1918 по 1921 служил в Красной армии. Начал заниматься лит-ой работой до войны, преимущественно в области поэзии. Входил в ленинградскую литературную группу «Содружество». В настоящее время является активным работников Союза сов. Писателей и ЛОКАФ. В 1929 избран ленинградскими писателями в члены Ленинградского сове..

Лаврухин

ЛАВРУХИН (Георгиевский) Дмитрий Исаевич (1897-) - пролетарский писатель, член ВКП(б) с 1917. Отец - трубачист, мать - крестьянка. Работал слесарем на ряде заводов. Балтийском, Шлиссельбургском и др. Сражался против Колчака и сидел в тюрьме у белых в Благовещенске, где подвергался истязаниям. Был членом «Кузницы» . В декабре 1930 вместе с другими членами этой группы вошел в РАПП.Л. Принадлежит несколько произведений, напечатанных в журн. «Пролетарский авангард», «Ленинград», из к-рых важнейшие -..

Лагарп

ЛАГАРП Жан Франсуа (Jean Francois de La Harpe, 1739-1803) - известный французский драматург и критик. Происходил из обедневшей дворянской семьи. Дебютировал в модном жанре «героид» (подражание Овидию). Затем обратился к трагедии, следуя в ней Вольтеру. Первая трагедия Л. «Warwick» (1763) имела большой успех. Остальные трагедии его успехом не пользовались, исключая «Philoctete» (1783), познакомившей французскую публику с Софоклом. Лагарп отдал дань также мещанской драме. Он перевел «Лондонского ..

Дополнительный поиск Лавров Лавров

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лавров" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лавров, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа