Ламартин

173

ЛАМАРТИН Альфонс (Alphonse Lamartine, 1790-1869) - французский поэт. Р. В Маконе в обедневшей дворянской семье. Образование получил в иезуитской коллегии в Беллэ. В 1820 выпустил первый сборник стихотворений под названием «Поэтические и религиозные размышления» (Meditations poetiques et religieuses). Следующие книжки стихов - 2-й т. «Размышлений» и сборник «Созвучия» (Les Harmonies) - вышли в свет в 1823 и в 1830. Так. Обр. Основным периодом творчества Л., когда он создал наиболее прославившие его произведения, следует считать 20-е гг. В 1830 избран в члены Французской академии. Около этого же времени стал депутатом палаты и отдался преимущественно политике. Л. Был членом партии легитимистов - немногочисленных сторонников прежней династии, крайней правой во время июльской монархии.

В 30-х гг. Написал поэмы «Жоселен» (Jocelyn, 1836) и «Падение ангела» (La chute d’un ange, 1838), к-рые являются частями задуманной грандиозной эпопеи в 10 видениях о падшем ангеле Элоиме. Л. Написал только эти 2 части. Во время революции 1848 занял пост президента временного правительства, несмотря на то, что представлял дворянскую партию. Дело в том, что «легимисты и орлеанисты и те вначале осмеливались выступать лишь под республиканской маской. Только во имя республики можно было начать борьбу против пролетариата» (К. Маркс, Борьба классов во Франции). Роль Л. Кончилась с июньским восстанием рабочих. Подготовив диктатуру Кавеньяка, Ламартин отходит от политики, пишет «Историю жирондистов» (1848), «Историю реставрации» (1851-1853), романы «Рафаэль» и «Граумэла».

Из этих произведений Ламартина наиболее интересна «История жирондистов».Л. - представитель французского консервативного романтизма. В начале XIX в. Дворянство оттесняется с общественной арены растущей и крепнущей буржуазией. Хотя в 20-е гг. У власти и находится старая династия, однако аристократия обречена. Реставрация Бурбонов была по сути дела компромиссом остатков старого дворянства с верхами буржуазии - компромиссом, к-рый не мог спасти дворянство. На этой почве расцветает пышным цветом консервативный романтизм, с его уходом в чистую лирику, отрицанием цивилизации и идеализацией абстрактной природы. Л. - типичный выразитель этих умонастроений. Его три сборника стихотворений написаны на отвлеченные темы. Содержание стихов туманно и ограничено интимным «я» поэта.

Это содержание подчинено форме, которая кажется самодовлеющей. Такое соотношение формы и содержания характерно для нисходящего, обреченного на гибель класса, когда этот класс уже перестал играть какую-либо общественно-полезную роль в экономическом и политическом развитии общества, но когда его писатели сохраняют еще формальное мастерство. Впрочем и это последнее не было у Ламартина в достаточной степени высоким.Основные мотивы лирики Л. - любовь и философски-религиозные думы. В области философии Л. Примыкает к той идеалистичоской реакции против материализма, к-рая характерна для эпохи реставрации Бурбонов. Дворянству была враждебна философия материалистов XVIII века и оно выбрало своим духовным вождем идеалиста-мистика Жозефа де Местра.

Идеи Жозефа де Местра оказали большое влияние на Л. Свои философские взгляды Л. Излагает в речи «О судьбах поэзии». «Эпоха Империи была воплощением материалистической философии XVIII в. Геометры, к-рые имели право голоса, давили на молодежь всей тяжестью своей наглядной тирании. Они боялись, как бы поэзия не воскресла вместе со свободой, и с корнем уничтожали ее ростки в своих школах, лицеях и в особенности в своих корпусах и политехникумах».Идеалистические воззрения Л. Находят свое завершение в религиозности. Он созерцает бога, растворенного во всей природе, как то животворящее духовное начало, к-рое всем повелевает и к-рому человечество должно поклоняться. В думе V он пишет. «Ты помнишь ли тот край, где с первого взгляда зародилась наша любовь.

Ты часто говорила мне. Природа - это храм, в котором скрыт бог. Мир - его отражение, день - его взор, красота - его улыбка. Так говорила ты, и наш дух возносился к этому неведомому богу, и наши восхищенные взоры созерцали землю, место нашего изгнания, и небеса, его царство». Его религиозность окрашена глубоким пессимизмом. Тот же пессимизм разлит и в его любовной лирике. В стихотворении «Одиночество» Л. Жалуется. «Реки, скалы, леса, вы, некогда столь дорогие моему сердцу. Нет с вами только одного существа, и целый мир превратился для меня в пустыню. Я похож на увядший лист, пусть же дыхание бури умчит меня».Индивидуализм Л., его пессимизм, утонченная чувствительность, религиозно-мистические воззрения, уход в идеализированную абстрактную природу, преобладание мелодии стиха над конкретным содержанием - характерны для французского дворянского романтизма.

У Л. Эти черты выявлены наиболее ярко по сравнению с другими представителями консервативного романтизма (Шатобриан, Виньи и др.), и именно поэтому его поэзия так бескровна. Если у его предшественников и есть известный публицистический пафос, то поэзия Л. Совершенно беспредметна. Из его стихов как бы вытравлены всякие социальные элементы.Изгнанных Бурбонов сменяет июльская монархия, царство крупной буржуазии. Роялисты, к которым принадлежал также и Ламартин, становятся в оппозицию. Они добиваются свержения буржуазной монархии.Маркс говорит. «Провозглашение республики 48-го года уничтожило господство буржуазии. Все роялисты превратились в то время в республиканцев» («Борьба классов во Франции»). Перемена общественной ситуации повлияла и на творчество Л.

В его поэзию начинают вплетаться социальные мотивы. Он пишет поэму «Жоселен», где развернуты те же темы, что и в лирике, но уже на конкретном материале. В центре - образ католического священника Жоселена, жизнь к-рого - апофеоз самоотречения. Жоселен учится в духовной семинарии. Во время революции семинария разгромлена бунтующей толпой. Жоселен принужден уйти на лоно природы, которую он предпочитает развращенным городам. Вскоре после этого он все же сталкивается с цивилизованным обществом, и единственным содержанием его жизни среди культурных людей является самоотречение во имя духовных идеалов. В этой поэме ярко сказалась обреченность дворянства. Л. Видит лишь один путь - самопожертвование до конца. Выхода нет. Можно только уйти от цивилизации к диким племенам, которых Л.

Хочет противопоставить буржуазному государству. Эта тема развертывается в поэме «Падение ангела». Путь спасения человечества лишь в максимальной близости к природе и в непротивлении злу, во всепрощении, говорит Л. Но и тут город может настигнуть беглецов и погубить их. Для обреченного дворянства спасения нет. Сознание безнадежности его положения Л. Воплотил и в этом характерном для него произведении.Своеобразна историческая работа Л. «История жирондистов», написанная на основании редких документов. В ней Л., как и следовало ожидать, окружает ореолом мученичества аристократию, восхищается жирондистами и негодует на якобинцев. Работа до такой степени субъективна, настолько искажает факты, что никакого научного значения не имеет, представляя собой один из бесчисленных образцов дворянского очернения Великой революции 1789-1794.Библиография.

I. На русский язык перев. Судьбы поэзии. Из путешествий по Востоку, «Телескоп», ч. 20, 1834, №№ 15 и 16. Шарлотта Корде (из истории жирондистов), «Современник», 1847, III. Признание, «Современник», 1849, тт. XIV-XV, 1850, тт. XXIII, XXIV. Рафаэль. Страницы из двадцатых годов жизни, «Библиотека для чтения», 1849, чч. 94 и 95. Антониэлла, Роман, СПБ, 1868 и СПБ, 1875. История жирондистов, 4 тт., СПБ, 1902. Жанна д’Арк (Орлеанская дева), изд. Суворина, б. Г. («Дешевая биб-ка»). Ouvres, 40 vv., Hachette, 1860-1863.II. Полонский Л., На досуге, сб. Статей, СПБ, 1884. Пелисье Ж., Литературное движение в XIX в., М., 1895. Брандес Г., Литература XIX века в ее главных проявлениях. Французская литература, СПБ, 1895. Пти де Жюльвиль, Иллюстрированная история новейшей французской литературы, М., 1908.

Ла Барт Ф., де, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908. Коган П. С., Романтизм и реализм в европейской литературе XIX в., изд. 2-е, М., 1923. Покровский М. Н., Ламартин, Кавеньяк и Николай I, в сб. «К 75-летию революции 1848 г.», М., 1923. Луначарский А. В., История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, ч. 2, Гиз, 1924 (и нов. Изд., 1930). Ла Барт, де, Альфонс Ламартин, история западно-европейской литературы, под ред. Ф. Батюшкова, кн. V, изд. «Мир», б. Г. Лансон Г., История французской литературы, том III, перевод П. Морозова, СПБ, 1897. Фаге Э., История французской литературы. XIX в., СПБ, 1901. Brunnetiere, La poesie de Lamartine, «Revue des Deux Mondes», 15 aout, 1886. Domvile M., Life of Lamartine, 1888.

Deschanel E., Lamartine, 1893. Е№yromski E., Lamartine, 1897. Masson P. M., Lamartine, 1911. Doumic R., Lamartine, 1912. Whitehouse H. R., Life of Lamartine, 2 vv., 1918. Lebey A., Lamartine dans ses horizons, P., 1929.

Значения в других словарях
Лалиони

ЛАЛИОНИ (псевдоним Арсена Мамулашвили) (1866-1918) - грузинский беллетрист. Сын мелкопоместного дворянина, образование получил в Тифлисской учительской семинарии, по окончании к-рой занимался педагогической работой.Первое произведение Л. - повесть «Разбойник Давладзе» - напечатано было в журн. «Моамбе» (Вестник), 1895.В произведениях Л. Отражается классовое расслоение в деревне, «оскудение» дворянства и рост капиталистических отношений («Разбойник Давладзе»). Л. Гл. Обр., как и Ниношвили , изоб..

Лаллу Джилал

ЛАЛЛУ ДЖИЛАЛ - см. Хинди литература. ..

Ламентация

ЛАМЕНТАЦИЯ (латинское lamentatio) - плач, рыдание - первоначально узаконенный в античной риторике прием ораторского искусства. В конце V в. До христ. Эры в Греции, а в древнем Риме в I в. До христ. Эры резко обострилась классовая и политическая борьба. Судебно-политическое красноречие принимает страстный и патетический характер. Оратор пытался потрясти судей и публику, стремился вызвать у судей сострадание к обвиняемому. Для этого он должен был сам проникнуться скорбью и в соответствующий момен..

Ланг

ЛАНГ - см. Мифология и Сюжеты бродячие. ..

Дополнительный поиск Ламартин Ламартин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ламартин" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ламартин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа