Надсон
НАДСОН Семен Яковлевич (1862-1887) - поэт. Р. В семье чиновника. Рано потеряв отца, познакомился в детстве с нуждой, учился в классических гимназиях в Петербурге и Киеве, затем в военной гимназии и Павловском военном училище. В 1882 был произведен в офицеры. Прослужив два года в Кронштадте, вышел в отставку и стал секретарем редакции журнала «Неделя». Последние годы жизни Н. Были медленным умиранием от туберкулеза, от к-рого не спасло лечение в Крыму и на Ривьере. Первое стихотворение Н. Появилось в печати в мае 1878 в журн «Свет». Вскоре после этого он начинает сотрудничать в «Отечественных записках».Первые стихи Н. Окрашены в народнические тона и продолжают традиции некрасовской школы. Надсон напоминает о «меньшем брате» и призывает «на грозный бой с глубокой мглою».
«Гражданские» мотивы встречаются иногда в дальнейшем творчестве Н. В поэме «Грезы» Н. Провозглашает разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет. «Я стал в ряды бойцов поруганной свободы, / Я стал певцом труда, познанья и скорбей!» Патетикой этого рода проникнуто и стихотворение «На могиле А. И. Герцена». Но уже для первых народнических стихов Н. Характерен настойчивый мотив сомнений, разъедающих революционные идеалы. Поэт убежден в бесплодности борьбы. «Для чего и жертвы и страданья / Для чего так поздно понял я, / Что в борьбе и смуте мирозданья / Цель одна - покой небытия?» Н. Кажется, что сама природа осуждает жертвы борьбы и оправдывает эгоистическое довольство сытых («Позабытые шумным их кругом»). И самый социализм рисуется Надсону скучным и плоским, царством покоя, не удовлетворяющим свыкшегося с «чистой скорбью» поэта («Томясь и страдая во мраке ненастья»).
Под конец своей жизни Н. Начал склоняться к принципам «искусства для искусства». Противоречивый и зигзагообразный путь Н. Пролегал от гражданских традиций Некрасова через многообразные сомнения и колебания к индивидуализму, импрессионизму, подготовлявшим будущих символистов. В стихотворении «Мгновение» Н. Вплотную подходит к столь характерной для Брюсова и Бальмонта проповеди наслаждения мигом («Нам прожить остается одну эту ночь, / Но зато - это ночь наслаждения. / И в объятьях любви беззаботно уснем, / Чтоб проснуться для смертных объятий»).Н. - выразитель переломного момента в истории разночинной интеллигенции, разуверившейся в революционных идеалах народничества, ставшей перед жизнью в недоумении, как перед сфинксом, и начавшей приспособляться к капиталистическому укладу.
Эта противоречивость, двойственность содействовали чрезвычайному успеху его поэзии среди широких кругов интеллигенции 80-х гг., переживавших ту же эволюцию. За 12 лет книга стихотворений Н. Выдержала 14 изданий.Стиль Надсона эклектичен. С одной стороны, это - эпигон гражданской поэзии, заштамповавший и автоматизировавший ее стилевые принципы. С другой - это предшественник импрессионистического стиля символистов. Бедность живописных образов, банальность эпитетов, обилие «лишних» слов - все эти «недостатки» стиля Н. Обусловлены как эпигонской автоматизацией некрасовских традиций, так в особенности переходом от ораторского говорного стиха народников, с его акцентированной семантикой, к музыкальному стилю символистов.
Стилевой эклектизм Н. Отвечал однако вкусам стоявшей на социальном распутьи мелкобуржуазной интеллигенции, пришедшей от увлечений народничеством к буржуазному либерализму.Библиография. I. Стихотворения, 27-е изд. Литературного фонда, СПБ, 1914. Проза. Дневники. Письма, изд. То же, 2-е, СПБ, 1913 (здесь же библиография, составленная Н. К. Пиксановым). Полное собр. Сочин. С биографич. Очерком М. Ватсон (прилож. К «Ниве» за 1917).II. Михайловский Н. К., Заметки о поэзии и поэтах, Сочин., т. VI. Гриневич П. Ф. (П. Ф. Якубович), Певец тревоги юных сил, «Очерки русской поэзии», Петербург, 1911. Войтоловский Л. Н., С. Надсон, «Очерки истории русской литературы XIX и XX вв.», ч. 2, Гиз, М. - Л., 1928. Дивильковский А., С. Я. Надсон, «История русской литературы XIX в.», под ред.
Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1911. Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919. Шулятиков В., Восстановление разрушенной эстетики. Этапы новейшей лирики, «Избранные литературно-критические статьи», «ЗиФ», М., 1929.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. - Л., 1928. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1928.
Дополнительный поиск Надсон
На нашем сайте Вы найдете значение "Надсон" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Надсон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 6 символа