Надсон

153

НАДСОН Семен Яковлевич (1862-1887) - поэт. Р. В семье чиновника. Рано потеряв отца, познакомился в детстве с нуждой, учился в классических гимназиях в Петербурге и Киеве, затем в военной гимназии и Павловском военном училище. В 1882 был произведен в офицеры. Прослужив два года в Кронштадте, вышел в отставку и стал секретарем редакции журнала «Неделя». Последние годы жизни Н. Были медленным умиранием от туберкулеза, от к-рого не спасло лечение в Крыму и на Ривьере. Первое стихотворение Н. Появилось в печати в мае 1878 в журн «Свет». Вскоре после этого он начинает сотрудничать в «Отечественных записках».Первые стихи Н. Окрашены в народнические тона и продолжают традиции некрасовской школы. Надсон напоминает о «меньшем брате» и призывает «на грозный бой с глубокой мглою».

«Гражданские» мотивы встречаются иногда в дальнейшем творчестве Н. В поэме «Грезы» Н. Провозглашает разрыв с романтическими фантазиями детства и заявляет. «Я стал в ряды бойцов поруганной свободы, / Я стал певцом труда, познанья и скорбей!» Патетикой этого рода проникнуто и стихотворение «На могиле А. И. Герцена». Но уже для первых народнических стихов Н. Характерен настойчивый мотив сомнений, разъедающих революционные идеалы. Поэт убежден в бесплодности борьбы. «Для чего и жертвы и страданья / Для чего так поздно понял я, / Что в борьбе и смуте мирозданья / Цель одна - покой небытия?» Н. Кажется, что сама природа осуждает жертвы борьбы и оправдывает эгоистическое довольство сытых («Позабытые шумным их кругом»). И самый социализм рисуется Надсону скучным и плоским, царством покоя, не удовлетворяющим свыкшегося с «чистой скорбью» поэта («Томясь и страдая во мраке ненастья»).

Под конец своей жизни Н. Начал склоняться к принципам «искусства для искусства». Противоречивый и зигзагообразный путь Н. Пролегал от гражданских традиций Некрасова через многообразные сомнения и колебания к индивидуализму, импрессионизму, подготовлявшим будущих символистов. В стихотворении «Мгновение» Н. Вплотную подходит к столь характерной для Брюсова и Бальмонта проповеди наслаждения мигом («Нам прожить остается одну эту ночь, / Но зато - это ночь наслаждения. / И в объятьях любви беззаботно уснем, / Чтоб проснуться для смертных объятий»).Н. - выразитель переломного момента в истории разночинной интеллигенции, разуверившейся в революционных идеалах народничества, ставшей перед жизнью в недоумении, как перед сфинксом, и начавшей приспособляться к капиталистическому укладу.

Эта противоречивость, двойственность содействовали чрезвычайному успеху его поэзии среди широких кругов интеллигенции 80-х гг., переживавших ту же эволюцию. За 12 лет книга стихотворений Н. Выдержала 14 изданий.Стиль Надсона эклектичен. С одной стороны, это - эпигон гражданской поэзии, заштамповавший и автоматизировавший ее стилевые принципы. С другой - это предшественник импрессионистического стиля символистов. Бедность живописных образов, банальность эпитетов, обилие «лишних» слов - все эти «недостатки» стиля Н. Обусловлены как эпигонской автоматизацией некрасовских традиций, так в особенности переходом от ораторского говорного стиха народников, с его акцентированной семантикой, к музыкальному стилю символистов.

Стилевой эклектизм Н. Отвечал однако вкусам стоявшей на социальном распутьи мелкобуржуазной интеллигенции, пришедшей от увлечений народничеством к буржуазному либерализму.Библиография. I. Стихотворения, 27-е изд. Литературного фонда, СПБ, 1914. Проза. Дневники. Письма, изд. То же, 2-е, СПБ, 1913 (здесь же библиография, составленная Н. К. Пиксановым). Полное собр. Сочин. С биографич. Очерком М. Ватсон (прилож. К «Ниве» за 1917).II. Михайловский Н. К., Заметки о поэзии и поэтах, Сочин., т. VI. Гриневич П. Ф. (П. Ф. Якубович), Певец тревоги юных сил, «Очерки русской поэзии», Петербург, 1911. Войтоловский Л. Н., С. Надсон, «Очерки истории русской литературы XIX и XX вв.», ч. 2, Гиз, М. - Л., 1928. Дивильковский А., С. Я. Надсон, «История русской литературы XIX в.», под ред.

Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. IV, М., 1911. Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919. Шулятиков В., Восстановление разрушенной эстетики. Этапы новейшей лирики, «Избранные литературно-критические статьи», «ЗиФ», М., 1929.III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. - Л., 1928. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1928.

Значения в других словарях
Надирадзе

НАДИРАДЗЕ К. (1894-) - современный грузинский поэт. Р. В г. Кутаисе, учился в Московском университете. Начал печататься с 1916 в журн. Группы грузинских символистов «Голубые рога». Состоял членом этой группы. Позднее - член Федерации советских писателей. Эпигон буржуазно-символистической школы, апологет крайнего декадентского эстетизма. Это особенно сказалось в его книжке стихов «Катафалк» (1920).Поэзия Н. Содержит мотивы мистики, самозабвения, националистич. Настроения, сочетающиеся с расовой ..

Надо

НАДО Гюстав (Gustave Nadaud, 1820-1893) - французский поэт, пользовавшийся в свое время большой популярностью, шансонье , ученик Беранже. Из купеческой семьи. Автор сентиментальных романов и шутливых песен, частью легкомысленного содержания. Последний крупный представитель буржуазной классической шансоны, составлявший и музыку ко многим своим песням. На творчестве его отразилось идейное оскудение буржуазии. Отличаясь политической беспринципностью и оппортунизмом, Надо относился к шансоне, как к..

Наживин

НАЖИВИН Иван Федорович (1874-) - беллетрист. Сын кулака. Начал печататься с начала 90-х гг. Заняв враждебные позиции по отношению к революции 1905, Н. Со времени Октябрьской революции - белоэмигрант, ярый враг СССР. Первые произведения Наживина отражают наиболее реакционные стороны толстовства.После Октябрьской революции Н. Укрылся от революции в зоне Добрармии. «Толстовец» смирился с казенной церковью, затосковал по городовому, предпочитая толпу в храме «толпе» на митинге. Свое отношение к рев..

Назаренко

НАЗАРЕНКО Яков Антонович (1893-) - литературовед. Член Государственной академии искусствознания, профессор Ленинградского университета. Среди работ Назаренко главное место занимает его учебник «История русской литературы XIX века», который полон ошибок, обнаруживающих буржуазные и меньшевистские влияния. Классовые корни, политический смысл творчества писателя часто извращаются. Пролетарская литература по сути дела отрицается, т. К. Пролетарские писатели причисляются к буржуазным демократам и ст..

Дополнительный поиск Надсон Надсон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Надсон" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Надсон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 6 символа