Наср-эд-дин

162

НАСР-ЭД-ДИН Ходжа (конец XIV - начало XV вв.) - турецкий средневековый баснописец. Впервые басни Н.-эд-д. Изданы Булаком в 1923 в Париже. Н.-эд-д. Вошел в мировую литературу не только как писатель, но и как герой анекдотов, получивших широчайшее распространение на всем Бл. Востоке.Ему принадлежат «Лятаифи ходжа Наср-эд-дин» - сборник анекдотов (басен), сказок, к-рый является переходной ступенью от народного комического устного эпоса к полукнижному юмору. Самое широкое распространение лятаифи (анекдоты) получили в турецком быту, в особенности среди трудящихся слоев города и деревни. Басни гл. Обр. Отражают жизнь и быт трудовых масс. Центральными действующими лицами лятаифи являются сам ходжа Н.-эд-д., жена его и осел.

Нередко ходжа осмеивает кади (судью), мухтара (старшину) и других представителей местной власти, духовенства и улемов.Н.-эд-д. Был сам, как видно по названию, не то ходжа, не то молла (учитель, поп, священнослужитель). Н.-эд-д. - представитель небольшой группы «народных ходжей», т. Е. Их низов, испытывавших на себе гнет феодалов и высшего духовенства. В истории Востока известны факты, когда ходжи становились во главе восстаний против феодалов. Выражая протест (довольно слабый, правда) против господствующих классов, лятаифи в то же время отражают и влияние идеологии господствующего класса, в частности его морали.Лятаифи Н.-эд-д. Настолько популярны в быту и поныне, что при введении нового алфавита (конец 1928) турецкие газеты использовали их как учебный материал.

На газетной полосе давали анекдот Н.-эд-д. Старым арабским шрифтом и рядом этот же текст - новым, латинским. Лятаифи ходжи Н.-эд-д. - одна из первых книг, напечатанных новым турецким алфавитом.Библиография. Смирнов В., Очерк истории османской литературы, «Всеобщая история литературы», под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, т. IV, СПБ, 1892.

Значения в других словарях
Насимович

НАСИМОВИЧ Александр Федорович (1880-), современный беллетрист. Р. В Нижнем-Новгороде, в семье скрипача-кантониста. Окончил Московский учительский институт, несколько лет (1903-1907) был педагогом. Будучи студентом, примкнул к революционному движению. В 1905 был членом забастовочного комитета учительской корпорации. После Октября Н. Принимал близкое участие в работе ряда литературных организаций («Литературное звено», «Литературный особняк», «Союз поэтов», «Никитинские субботники» и др.). Входил..

Наследство литературное

НАСЛЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОЕ - см. Художественное наследство. ..

Настоящее

«НАСТОЯЩЕЕ» - ежемесячный журнал сибирской лит-ой группы того же названия. Первый номер «Н.» вышел в январе 1928.За два с лишним года своего существования «Н.», борясь против правых и буржуазных тенденций в литературе, против представителей «воронщины» (Правдухиных и Зазубриных), фактически занимало позицию лефовской фактографии. Как и Леф , «Настоящее» высказывалось против «вымысла», за газетный очерк, отрицая так. Обр. Специфику художественной литературы, ее качественные отличия от журналисти..

Насыри

НАСЫРИ Каюм (Насыров Абдул-Каюм, 1824-1902) - один из крупнейших татарских реформаторов и просветителей. Сыграл большую роль в создании татарского литературного яз. В противоположность реформаторам-клерикалам (Курсавы, Ш. Марзяны и ряд др.) Н. - реформатор светского буржуазного «культуртрегерского» толка. Н. Между прочим издал. «Ляхзий татари» (словарь татарского яз. В двух томах). «Немуня Яки Энимудянужи» (орфография, грамматика и синтаксис татарского яз.). Ряд произведений компилятивного хара..

Дополнительный поиск Наср-эд-дин Наср-эд-дин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Наср-эд-дин" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наср-эд-дин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 11 символа