Озирис

136

ОЗИРИС - умирающий и воскресающий бог древнего Египта, олицетворение увядания и возрождения растительности. Культ О. Стоял в центре загробных верований древних египтян. Миф об О. В наиболее полном виде сохранился в передаче Плутарха («Об Изиде и Озирисе», §§ 15 и сл.) и включает гибель О. От коварного брата его Сета, поиски его Изидой, рождение Гора от сочетавшейся с трупом О. Изиды-ласточки, осквернение трупа О. Сетом, разрезавшим и разбросавшим его, собирание Изидой тела О. И воскрешение его с помощью других богов.Рассказ Плутарха в основном воспроизводит подлинные верования древних египтян, что подтверждается многочисленными показаниями египетских источников («Тексты пирамид», надписи на саркофагах, «Книга мертвых» и др.), а также памятниками изобразительного искусства.

Спор между Гором и Сетом и присуждение престола Гору подробно изложены в папирусе Gardiner (Papyr. Collection, Chester Beatty, № 1), ставшем доступным лишь в 1931. Весьма ценный вариант мифа об О. Находим в знаменитой древнеегипетской повести о двух братьях - Анубисе и Бата (русск. Перев. С оригинала В. Викентьева, М., 1917).Миф об О. Содержит огромное количество фабульных элементов, встречающихся в различных вариантах и комбинациях в мировом сказочном и эпическом фольклоре и частью унаследованных и письменными литературами античной и феодальной общественно-исторических формаций. Таковы напр. Мотивы братьев-врагов и мести сына за убийство отца, забрасывание невинно гонимого в ларце в море, врастание трупа в дерево, проникание жены под видом служанки в дом, где находится ее муж, превращение женщины в птицу.

Связь этих мотивов с родовыми общественными отношениями, с бытом и идеологией древнейших дофеодальных формаций придает мифу об О. Огромную ценность для изучения фольклора. Не меньшую ценность миф об Озирисе имеет для сравнительного изучения религий как один из древнейших вариантов мифа об умирающем и воскресающем боге, легшего в основу и христианского мифа о Христе (см. Евангелие), а в отдельных своих частях совпадающего и с семитскими мифологиями, в частности древнееврейскими мифами Библии .Библиография. Помимо мифологического словаря «Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie», hrsg. V. W. N. Roscher, B. IV (Usire), Lpz., 1924-1925. Erman A., Die aegyptische Religion, 2 Aufl., Berlin, 1909.

Тураев Б. А., История древнего Востока, ч. 1, изд. 2-е, СПБ, 1913. Морэ А., Цари и боги Египта, М., 1914. Об отношении Озириса к аналогичным божествам Средиземноморья см. Фрэзер Дж.Дж., Золотая ветвь, вып. III. Умирающие и воскресающие боги растительности, изд. «Атеист», М., 1928. Варианты и отголоски мифа об О. В фольклоре разобраны в статьях Франк-Каменецкого И. Ueber die Wasser- und Baumnatur des Osiris («Archiv fur Religionswissenschaft», XXIV, 1926, Heft 3-4). Грузинская параллель к древнеегипетской повести о двух братьях, «Яфетический сборник», IV, Л., 1925. Также Мифология.

Значения в других словарях
Озерная школа

ОЗЕРНАЯ ШКОЛА (Lake School of Poetry) - название группы поэтов, так наз. «романтиков», широко распространенное в буржуазном литературоведении. В состав О. Ш. По внешним и крайне отвлеченным признакам включают гл. Обр. Трех поэтов. Вордсворта, Кольриджа и Соути . Наиболее существенным признаком «школы» считают то, что эти поэты были «романтиками», жившими в «стране озер», т. Е. В изобилующих озерами долинах Кемберленда и Вестморлена. Название О. Ш. Впервые было применено критиком «Эдинбургского ..

Озеров

ОЗЕРОВ Владислав Александрович (1769-1816) - русский драматург начала XIX в., происходил из старинного дворянского рода Тверской губ., учился в Шляхетном сухопутном кадетском корпусе, принимал участие в военном походе. В 1804 перешел на гражданскую службу - в лесной департамент, но вследствие служебных неприятностей вышел в отставку в 1808. В 1809 О. Уехал в свое единственное, очень незначительное поместье (Красный Яр, Казанской губ.), где в одиночестве провел несколько лет и заболел тяжелой бо..

Ойетти

ОЙЕТТИ Уго (Ugo Ojetti, 1871-) - итальянский писатель. Р. В Риме. В молодости примыкал к социалистам, но очень быстро перекочевал в лагерь буржуазной реакции. Дебютировал в 1892 сборником стихов «Пейзажи». В дальнейшем приобрел известность как романист и историк искусства, автор путевых очерков о Северной Америке, Центральной Азии и России. В романах довоенного периода - «Старик» (Il vecchio, 1902). «Без бога» (Senza Dio, 1917), «Пути греха» (Le vie del peccato, 1908) - О. Показал себя последов..

Ойратская литература

ОЙРАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - О. Л. Принято называть литературу на ойратском письменном языке .В середине XVII в. Образовалось мощное независимое феодально-кочевое ойратское государство. Этот период характеризуется значительным усилением феодальных элементов и проникновением к ойратам в широком масштабе буддизма. В создании отдельной письменности были заинтересованы как светско-феодальные элементы, господствовавшие в то время, так и феодальное духовенство, стремившееся к распространению и закреплению..

Дополнительный поиск Озирис Озирис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Озирис" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Озирис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа