Парни

152

ПАРНИ Эварист Дезире де Форж, виконт (Evariste Desire de Forges, vicomte de Parny, 1753-1814) - франц. Поэт, уроженец одного из о-вов Индийского океана. По происхождению француз, с примесью африканской крови. Получив образование во Франции, поступил на военную службу. В 1778 выпустил книгу элегий - «Эротические стихи» (Poesies erotiques) и тематически к ней примыкающие «Стихотворные мелочи» (Opuscules poetiques, 1779). Обе книги имели бурный успех и вызвали одобрительный отзыв Вольтера, окрестившего П. Крылатым прозвищем «французского Тибулла». В годы революции, потеряв все свое состояние, П. То служил на гражданской службе, то жил на свои литературные заработки в качестве писателя-профессионала. В 1799 была опубликована его большая эротическая и антирелигиозная поэма в стиле вольтеровской «Pucelle» - «Война древних и новых богов» (La guerre des dieux anciens et modernes), сопровождавшаяся огромным успехом и выдержавшая в течение года три издания.

За ней последовал ряд других поэм, по большей части в том же роде. «Путешествие Селины» (Le voyage de Celine), «Потерянный рай» (Le paradis perdu, 1805), «проповедь» в стихах «Библейские любовные истории» (Les galanteries de la Bible), наконец «Христианида» (Christianide), рукопись к-рой была выкуплена за большую сумму правительством Реставрации и предана сожжению. В 1803 П. Был выбран в Академию. В последние годы жизни им были написаны. «скандинавская поэма» «Иснель и Аслега» (Isnel et Aslega), поэма в «картинах» «Переодевания Венеры» (Les deguisements de Venus) и др.Антирелигиозные поэмы П. Определили во время реакции, начавшейся еще при жизни поэта, его репутацию крайнего нечестивца и безбожника. «Война богов» и другие «библейские» поэмы П.

Были запрещены к переизданию во Франции. Не включены они как «оскорбляющие религиозное чувство» и в новейшее издание сочинений П. 1862.Сложившееся в исторический период, непосредственно предшествовавший великому революционному взрыву (1789-1793), творчество П. Отражает самочувствие средних слоев французского дворянства, жестоко потрясенного экономическими кризисами и финансовыми катастрофами эпохи двух последних Людовиков. Основные мотивы «Эротических стихов» - легкий эпикуреизм, изящный культ чувственной радости, упоение сладострастием, характерные для придворного «галантного» стихотворства, - уживаются у П. С прямо противоположными им мечтательно-элегическими тонами, порожденными спецификой внутриклассового бытия его группы.

В «Эротических стихах» Парни впервые на протяжении всей французской классической поэзии XVIII в. Заговорил языком подлинного чувства. С особенной силой элегические ноты звучат в 4-й книге «Эротических стихов» (повесть о несчастной любви), делающей П. Одним из самых выдающихся франц. Поэтов-элегиков. С похвалой о «прекрасных стихах к Элеоноре», входящих в состав «Эротических стихов», отзывался и Маркс.Недовольство слоев разоряющегося среднего дворянства существующим положением вещей породило в творчестве П. Элементы вольномыслия и даже политической оппозиционности. Так, в письмах к друзьям с родины, к-рые П. Разрабатывал как особый художественный жанр и публиковал в прижизненных собраниях своих сочинений, он разражается горькими и негодующими тирадами по поводу рабства негров, несколько напоминающими нашего Радищева (по убедительному указанию П.

Морозова они имели некоторый отзвук и в знаменитой пушкинской «Деревне»).В послании к повстанцам Бостона («epitre aux insurgents de Boston», 1777), к-рые решили обходиться «без папы, без королей и королев», Парни громит «неумолимую тиранию», «чудовище, которое под различными именами угнетает порабощенную Европу». Эта оппозиционная настроенность П. Сделала его почти попутчиком нового порядка. Написанная им в пореволюционное время «Война богов» явилась одним из самых разрушительных антицерковных и вообще антихристианских произведений мировой литературы.Но и в бурях революции Парни остался верен себе. Стиль так наз. «революционного классицизма» не оказал на него никакого влияния. Во время максимального революционного подъема (1789-1794) его муза молчала.

Новый расцвет поэтической деятельности П. Начался в период Директории. Чувственный разгул, охвативший круги пришедшей в это время к власти цензовой буржуазии, способствовал широчайшему развитию в его творчестве эротических мотивов. На этой тематике в сущности выросли и библейские поэмы П. - ряд в высшей степени откровенных сценок и эпизодов все в том же галантно-эротическом стиле XVIII в. Но и после революции П. Продолжал в значительной мере сохранять свою старую дворянскую психологию. Так, давая в своей «Войне богов» в лице христианской троицы памфлет на торжествующую глуповатую и самодовольную буржуазию Директории, Парни сочувственно противопоставляет ей низложенных ею гордых и прекрасных богов-аристократов древнегреческого Олимпа.В творчестве П.

Поэтика французского классицизма дает явную трещину. П. Победоносно вводит во французскую литературу жанр элегии. В его «Мадегасских песнях», в проникнутой оссиановскими мотивами поэме «Иснель и Аслега», в письмах и стихах из Индии, Африки и Америки, дававших волнующие описания экзотических «земных раев», мы имеем первые зачатки романтизма. Но в основном П. Все же продолжает оставаться типичным классиком - «первым классическим поэтом века Людовика XVI», как именовала его современная ему критика. Стиль П. Почти целиком находится в русле классической традиции. Наиболее существенными его чертами являются замечательная чистота, ясность и точность языка, афористическая острота концовок, чувственная осязательность образов.

Характерно и его тяготение к большим формам. Четыре книги своих эротических стихов он своеобразно строит как некое композиционное целое, своего рода роман в элегиях. Двойственность поэтического творчества П. Обусловливает и его историко-литературную роль. Обласканный «сходящим в гроб» Вольтером, Парни оказал сильнейшее влияние на первые литературные шаги родоначальника французского дворянского романтизма Шатобриана, на поэзию Ламартина. Вместе с тем обличительные тенденции его непристойно-кощунственных поэм были восприняты отцом политического куплета, молодым Беранже, высоко ценившим творчество П., воспевшим его смерть и издавшим его сочинения.Сильнейшее воздействие оказал П. Как творец любовной элегии и один из наиболее ярких представителей так наз.

«легкой поэзии» (poesies fugitives) на русскую литературу. Оно сказалось уже в конце XVIII в. В любовных песенках Нелединского-Мелецкого, но с особенной силой обнаружилось в два первых десятилетия XIX в. В русской поэзии этого времени П. Был одним из самых популярных имен, сохранившим свое обаяние вплоть до проникновения к нам первых произведений Байрона. Стихи П. Переводились Крыловым, Жуковским, Вас. Пушкиным, Денисом Давыдовым, Баратынским и мн. Др. Его влиянием проникнуто все поэтическое творчество Батюшкова, как и творчество молодого Пушкина, последние переложения к-рого из Парни относятся к 1824. Один из всех русских подражателей Парни, Пушкин усвоил и эротически-антирелигиозную традицию его библейских поэм.

Нек-рые места в «Гаврилиаде» являются почти буквальным переводом из них.Библиография. I. Переводы на русский язык - в сборнике «Французские лирики XVII века», составленном И. М. Брюсовой, под ред. И с предисл. Валерия Брюсова, М., 1914. Ouvres completes, 5 vv., P., 1808. Ouvres completes, 2 vv., Bruxelles, 1824. То же, Р., 1831 (с участием Беранже). Ouvres (elegies et poesies diverses avec une preface de M. Sainte-Beuve), P., 1862. Lettres familieres de Parny, «Revue d’histoire litteraire de la France», P., 1928, №№ 3 et 4.II. Sainte-Beuve C., Portraits contemporains et divers, v. III, P., 1855. Морозов П., Пушкин и Парни, изд. «Пушкин», (Сочинения), под редакцией С. А. Венгерова, издание Брокгауза и Ефрона, т. II, СПБ, 1907.

Значения в других словарях
Парини

ПАРИНИ Джузеппе (Giuseppe Parini, 1729-1799) - итальянский поэт-сатирик. Р. В Ломбардии в семье мелкого торговца. Образование получил в Милане. Был аббатом (с 1754) и домашним учителем. Сильно нуждался. В 1768 стал редактором «Миланской газеты». С 1769 П. - профессор «красноречия и изящных искусств» в Милане, а с 1773 - в Брере, где читал курс «Общие основы изящных искусств», который он выпустил в свет в двух книгах.В 1752 П. Дебютировал сборником галантных анакреонтических стихов, вслед за тем..

Парнасцы

ПАРНАСЦЫ - см. Французская литература. ..

Парнок

ПАРНОК Софья Яковлевна (1885-1933) - русская буржуазная поэтесса. Печататься начала с 1906. В 1916 вышел первый сборник - «Стихотворения». В пореволюционных стихах П. Новая действительность встречена ею враждебно. П. Культивировала в своих стихах наследие буржуазных поэтических школ - от классического холода «Парнасизма» («Розы Пиэрии», 1922) до мистической экзальтации символистов («Вполголоса», 1928. «Музыка», 1926). Чувство морального одиночества, бесприютности, индивидуализма («Мне одной пре..

Пародия

ПАРОДИЯ - вид лит-ой сатиры, сатира на литературный стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. И ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его литературу, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает литературу своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. Есть вид сатирического разоблачения. Иногда П., направленная на отдельные мелкие и более «невинные» недочеты своей литературы, становится более м..

Дополнительный поиск Парни Парни

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парни" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа