Радек

136

РАДЕК Карл Бернгардович (1885-) - публицист, политический деятель. Член ВКП(б). Участвовал в рабочем движении Польши, Германии, а после Февральской революции 1917 - России. После революции 1905 работал с Розой Люксембург в левой германской с.-д. В самом начале империалистической войны занял интернационалистическую позицию, был участником Циммервальдской и Кинтальской конференций. После Октября переехал в Петроград, примкнул к левым коммунистам и выступал против Брестского мира. Работал в Наркоминделе в качестве руководителя отдела Центральной Европы. В ноябре 1918, когда разразилась революция в Германии, Р. Поехал туда в качестве делегата на Съезд советов. 15 февраля 1919 был арестован и только в декабре вернулся в Россию.

С 1920 по 1924 - секретарь ИК. В 1919-1924 - член ЦК ВКП(б). Осенью 1923, в дни Гамбургского восстания, присоединился к позиции правых деятелей КПГ Брандлера и Тальгеймера, ставших впоследствии ренегатами. В 1924 - активный участник троцкистской оппозиции, превратившейся в контрреволюционную группу. XV съездом был исключен из партии. Возвращен в партию после того, как летом 1929 признал правильность генеральной линии партии и контрреволюционность троцкизма.В центре внимания Р. Как политика и публициста стоят сложнейшие, наиболее актуальные проблемы современной мировой политики. Вскрывая классовые корни этой политики и поведения ее деятелей, Р. Всегда помнит, что история делается людьми. Исключительное знание современной действительности дает ему возможность показать борьбу социалистического и капиталистического миров, внутренние противоречия империалистического мира во всем их живом своеобразии.

Публицистическая страстность и целенаправленность, острое восприятие живых людей, проводящих политику своих партий и классов, делают его публицистику высокохудожественной.В «Портретах и памфлетах» Р. (2 тома) проявляется основное качество его работ. Он не ограничивается суммарной оценкой явления, а вскрывает в нем то особенное, что отличает его от многих других, родственных ему явлений. Социально-типическое показывается в своем индивидуализированном проявлении. Но в этом индивидуализированном показе нет импрессионизма и субъективистского психологизма. Отдельные явления выступают в своей социальной закономерности и обусловленности. Таков напр. Портрет Нансена («Портреты и памфлеты», т. II). Р. Умеет вскрывать особенность данного момента, данной ситуации в общем процессе борьбы.Непосредственное литературно-художественное значение имеют воспоминания Р.

И портреты деятелей пролетарской революции, включенные в сборник «Портреты и памфлеты», о Розе Люксембург, Карле Либкнехте, Лео Иогихесе, Кларе Цеткин и др., а также художественно-публицистические зарисовки представителей империалистического и социал-фашистского мира (лорд Керзон, Гинденбург, Эберт и др.).Глубокое понимание огромной исторической значимости Ленина, Сталина и их ближайших соратников - Свердлова, Дзержинского, - Цеткин, Люксембург позволяет Радеку через их портреты осветить большие проблемы социализма, роста социалистич. Человека, дать опыт нашей эпохи в свете будущего. Здесь надо особенно отметить его работу «Зодчий социалистического общества», где в виде лекции из курса истории победы социализма, прочитанного в 1967, в пятидесятую годовщину Октябрьской революции, он дает портрет т.

Сталина и вскрывает великую роль Сталина в борьбе за победу социализма, показывает все величие сталинского периода. «На мавзолее Ленина, окруженный своими ближайшими соратниками - Молотовым, Кагановичем, Ворошиловым, Калининым, Орджоникидзе, стоял Сталин в серой солдатской шинели. Спокойные его глаза смотрели в раздумьи на сотни тысяч пролетариев, проходящих мимо ленинского саркофага уверенной поступью лобового отряда будущих победителей капиталистического мира. Он знал, что он выполнил клятву, произнесенную десять лет назад над гробом Ленина. И это знали все трудящиеся СССР, и это знал мировой революционный пролетариат.К сжатой, спокойной, как утес, фигуре нашего вождя шли волны любви и доверия, шли волны уверенности, что там, на мавзолее Ленина, собрался штаб будущей победоносной мировой революции».Эти заключительные слова о Сталине на фоне первомайской демонстрации 1933 подымаются до эпоса революции.Радек нередко выступает непосредственно на фронте литературы и искусства со своими статьями о тех или других значительных явлениях литературы («Поднятая целина» Шолохова, «Большой конвейер» Я.

Ильина, Ремарк и др.), о театральных постановках («Смерть русского капитализма, или Егор Булычев и другие», по поводу постановки «Короля Лира» в Госете, о том, «Как Всеволод Мейерхольд попал в Гамлеты и как Жирофле-Жирофля начали строить»), о кино («Два фильма»).Две задачи ставит Радек перед литературной критикой. Популяризации произведения искусства и помощи писателю в познании действительности. Для Радека-критика характерно обращение к автору, активное участие в процессе его внутренней перестройки. Он протягивает руку писателю, он борется за талант художника, чтобы завоевать его для революции.Мелкобуржуазной литературе Р. Уделяет особое внимание, так как мелкая буржуазия может явиться резервом и для пролетариата и для буржуазии.

Статьи о Драйзере, Жиде и особенно о Р. Роллане намечают путь от мелкобуржуазного гуманизма к пролетарскому, от иллюзий пацифизма к защите пролетарской революции. В безнадежных же случаях (случай с Ремарком) Р. Ограждает от влияния пацифизма восприимчивых к его яду писателей и читателей. Используя объективную ценность потрясающих картин империалистической войны, созданных Ремарком, Р. Находит слова, к-рые должны заставить задуматься не одного мелкобуржуазного пацифиста. «И ты их все-таки предал, Ремарк, твоих товарищей, гниющих на полях Франции, ибо ты не зовешь на бой против тех, кто погнал их на смерть». «Неужели для того вы воскресили в ваших товарищах память о войне и заставили их страдать заново, чтобы выторговать себе ренту из их крови?»В статье о «Дне втором» Эренбурга Р.

Сумел объяснить сложные процессы изживания буржуазного индивидуализма, характерные для ряда выдающихся и западных и советских писателей, из расстановки классовых сил в стране. Р. Энергично выступил против схематизирующего искажения прошлого в романе польского пролетарского писателя Кручковского «Кордиан и Хам». Борясь против патриотической легенды о восстании 1830, созданной буржуазной Польшей, Кручковский берет шляхту как единое целое, не знающее расслоения и внутренней борьбы. Р. Объяснил Кручковскому его ошибку, показал наличие части шляхты, объединявшей борьбу за освобождение Польши с борьбой за демократию, за освобождение крестьян, а главное - указал на неслучайность этой ошибки - на неверную постановку национального вопроса.В статье «Под лозунгом социалистического реализма» Радек вскрыл основу троцкистского отрицания пролетарской литературы в контрреволюционной троцкистской теории о невозможности построения социализма в одной стране.На первом Всесоюзном съезде советских писателей Р.

Прочел доклад «Современная мировая литература и задачи пролетарского искусства», где показал роковую роль империализма и фашизма для современной литературы капиталистических стран. Р. Противопоставил фашистской литературе социалистическую литературу и показал в какой мере переход на сторону пролетариата является фактором творческого возрождения и расцвета лучших писателей, порвавших с буржуазией. Доклад Радека вызвал большой отклик в капиталистических странах, на него реагировали не только друзья, но и враги социализма. На выступление польского писателя Каден-Бандровского Радек ответил двумя полемическими статьями, где вскрыл беспочвенность и низкий уровень критики его позиций буржуазными писателями.Литературно-критическая деятельность Р.

Составляет лишь часть его общеполитической литературной работы. Р. Активно занимается вопросами международной политики. Его статьи по международным вопросам постоянно печатаются в «Известиях».Библиография. Часть предвоенных работ Р. Издана на немецком яз. Под заглавием. In den Reihen d. Russischen Revolution. Из многочисленных работ Р. На русском языке указываем только имеющие непосредственное отношение к вопросам литературоведения. Карл Либкнехт, М., 1918. Памяти Либкнехта, Баку, 1919. Жизнь и дело Ленина, Л., 1924 (неск. Изд.). О Ленине, М., 1924. Революционный вождь, Л., 1924 (Ленинская биб-ка). Роза Люксембург. Карл Либкнехт. Лео Иогихес, М., 1924. Портреты и памфлеты, М.-Л., 1927. То же, 2 тт., М., 1933. То же, 2 тт., М., 1934. Портреты вредителей.

(Рис. Дени), М.-Л., 1931. От Гете к Гитлеру, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1932, № 90, 31 марта. Мелкий буржуа возвращается с войны. О Ремарке, «Интернациональная литература», 1933, № 3. Зодчий социалистического общества, М., 1934 (два изд.). Современная мировая литература и задачи пролетарского искусства, М., 1934. Геркулес, чистящий Авгиевы конюшни зубной щеткой, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 235, 16 окт. (об. Э. Синклере). Под лозунгом социалистического реализма, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 191, 17 авг. Мысли к съезду советских писателей, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 187, 12 авг. Революционный польский роман. (О романе Л. Кручковского «Кордиан и Хам»), «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 171, 24 июля. «Сапожник, который знал не только колодки».

К 65-летию со дня рождения Мартина Андерсена-Нексе, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 147, 26 июня. Про Китай, Японию и социалистический реализм, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 125, 30 мая (о романе Перл Бак «Земля» и о повести Л. Рубинштейна «Тропа самураев»). Жертва хаоса. В собственной голове, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 120, 24 мая (о статье А. Гарри «Жертвы хаоса», критикующей роман И. Эренбурга «День второй»). День второй Ильи Эренбурга, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1934, № 115, 8 мая. Автобиографию Р. См. В «Энциклопедическом словаре Русского библиографического института Гранат», издание 7, т. 41, ч. 2, стр. 138-169 (приложение «Деятели СССР и Октябрьской революции»)..

Значения в других словарях
Рабселькоровское движение

РАБСЕЛЬКОРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - участие в печати рабочих и широких масс трудящихся, свойственное только коммунистической прессе. Принципиальное обоснование Р. Д. Дано в брошюре т. Ленина «С чего начать», где Ленин выдвигал план организации общерусской политической, подлинно массовой рабочей газеты, делаемой руками самих рабочих. Об этом Ленин писал и при организации старой «Искры». В сети «агентов» газеты т. Ленин видел остов такой организации, к-рая была бы достаточно крупной, чтобы охватить всю ст..

Рагим

РАГИМ Мамед (1907-) - азербайджанский тюркский советский поэт. Выступил в печати в 1926. Начал, как и многие, с интимно-лирических мотивов. Постепенно перешел к социально-политическим темам. Первая его книга стихов «Арзулар» (Желания) вышла в 1930, вторая книга «Икинджи Китаб» (Вторая книга) - сборник поэм и стихотворений - в 1933. Содержание его произведении. Борьба за нефть и в известной степени показ колхозного строительства, антирелигиозная пропаганда. Воспевая Октябрьскую революцию, поэт жа..

Раджи

РАДЖИ Гаджи Абдул Гасан - азербайджанский тюркский поэт середины XIX в., один из наиболее ярких представителей реакционного религиозно-сектантского литературного направления, которое смыкалось с реакционным шиитизмом. Произведения писателей этого направления в тюркской литературе недостаточно исследованы. Они пользовались большой популярностью среди отсталых широких масс, являясь в руках феодалов и духовенства орудием эксплоатации и порабощения трудящихся. Раджи был одним из крупнейших и популяр..

Радиани

РАДИАНИ Шалва (Шецирули, 1904-) - грузинский советский критик. Начал писать в 1923. С 1927 - редактор ряда газет и журналов. «Мнатоби», «Пролетарули Мцерлоба», «Дроша», «Сабчота Мцерали», «Литературули газети» (на груз.), «На рубеже Востока» (на русск. Яз.). Под его редакцией издаются некоторые грузинские классики (Г. Эристави, Р. Эристави, И. Евдошвили). Р. - автор нескольких книг. «Литературные портреты», «О литературных вопросах», «Проблемы литературоведения» и др., посвященных гл. Обр. Анали..

Дополнительный поиск Радек Радек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радек" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа