Татарско-крымская литература
ТАТАРСКО-КРЫМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. - Начало Т.-к. Л. Относится к периоду крымского ханства (примерно с XIV в.). Это была дворцовая литература. Представителями ее были ханы и их приближенные. Они писали свои произведения на турецком яз., чуждом и непонятном для трудящихся масс Крыма. Из произведений этой литературы наиболее характерна поэма «Сефернаме», изображавшая войну против Польши в 1647-1648, к-рую вел Ислам Гирей в союзе с Богданом Хмельницким. В противовес дворцовой литературе татарский народ в Крыму создавал свою литературу, выдвигая певцов, сказителей (Эш-Мурза и др.), поэтов (Исмети, Шамиль Тохтаргазы и др.). Эту литературу трудящиеся массы устно передавали из поколения в поколение.Таким обр. Т.-к. Л. Развивалась одновременно в двух направлениях.
Одно шло от творчества крымских ханов и их приближенных через фазу влияния известного пантюркиста и буржуазного националиста Исмаила Гаспринского (в конце XIX в.) к группе буржуазных националистов «милли-фирке». Другое - от устного народного творчества. Богатырского эпоса, народных песен, сказок и легенд, созданных кедаями - народными импровизаторами - к советской художественной литературе.Богатство мотивов, многообразие жанров, простота и ясность языка и образов - вот чем отличалось устное народное творчество крымских татар от искусственной литературы крымско-татарских националистов.В течение 2-3 десятилетий (в конце XIX и в начале XX в.) до революции 1905 в Т.-к. Л. Играл определенную роль И. Гаспринский - идейный предшественник «миллифирковцев».
Под его влиянием и возникла группа писателей (1910-1911), известная под названием «миллифирковская школа». Группа литераторов буржуазных националистов, связанных с контрреволюционной партией «милли-фирке», особенно развивала свою литературную деятельность среди крымских татар после февральской революции 1917.В своих политических выступлениях «миллифирковцы» в союзе с белогвардейщиной боролись против трудового народа и его интересов. В своих литературных произведениях они идеализировали нравы и традиции Крымского ханства. Считая себя «потомками» Чингис-хана, они мечтали о возвращении чингисхановских времен. Особенно яростна была борьба «миллифирковцев» против советской власти в период гражданской войны и в первые годы советской власти в Крыму.Писатели «милли-фирке», борясь против народного языка крымских татар, создавали искусственный язык.
В художественном отношении произведения «миллифирковцев» не представляли какой-либо ценности. Скудость мысли, беспомощный язык и оторванность от реальной действительности - их отличительная черта.«Миллифирковцы» в Т.-к. Л. Не оставили сколько-нибудь заметного следа.Обладая чрезвычайно богатым фольклором, крымские татары выдвинули народных певцов, импровизаторов (кедай), создававших образцы подлинно народной литературы. К числу выдающихся кедаев относятся. Эшмирзе Карт (70-80-е гг. XIX в.), Сейт-Мамбет, Курт-Мамбет (20-30-е гг. XX в.), песни к-рых стали достоянием широких масс крымских татар.Богатырский эпос Т.-к. Л. Ярко представлен в старинных сказаниях о подвигах богатырей Эдиге (конец XIV - начало XV в.) и Чора-Батыра (середина XVI в.).
В этих сказаниях воспевались героические подвиги богатырей, защищавших интересы трудового народа.Ненависть народных масс к эксплоататорам и угнетателям получила наиболее яркое выражение в песнях. Множество песен отражает борьбу угнетенных масс против царизма, помещиков и мурзаков (о крымском джигите Алиме, о солдатчине, о русско-японской войне и др.). Известны песни, воспевающие революцию 1905, позднее - песни об ужасах империалистической войны.С окончательным установлением советской власти в Крыму (1920) были созданы условия для органического развития советской Т.-к. Л. Однако отчаянное сопротивление буржуазных националистов и их покровителей - троцкистов, проникших в советские культурные учреждения и в литературу, гнусные дела велиибрагимовцев, правых и так наз.
«левых» всячески тормозили рост советской литературы в Крыму. Все же ряд писателей (Тынчеров, Ш. Алядин, Осман Амит, Амди Алим, Максуд Сулейман и др.), выступавших с 1927-1928, в своих произведениях стремились отображать советскую действительность, освоить достижения революции. Историческое решение партии от 23 апреля 1932 дало сильный толчок к подъему советской Т.-к. Л. Т.-к. Л. Советского периода представлена группой писателей, выросших в борьбе с остатками буржуазного национализма. Создан ряд произведений, показывающих социалистическое строительство в Крыму, советский быт, роль комсомола и беспартийной трудящейся молодежи в революции, в социалистическом строительстве. Из этих произведений следует отметить «Алтайские рассказы» Тынчерова, «Песни червонного казака», «Земля смеется» Шамиля Алядина, «Кто работает, тот ест», «Хочу жить» Болата, музыкальную драму «Арзы-Киз» Болата и Бахшиша, песни Бахшиша, «Воспоминание о Сиваше» Максуда Сулеймана, целый ряд стихотворений Османа Амита и др.
Многие песни советских татарских поэтов Крыма вошли в обиход масс и распеваются в городах и колхозах.В связи с окончательной советизацией Крыма в 1920 начал усиленно создаваться советский татарско-крымский фольклор. В ряде песен («Шомпол», «Перекоп» и др.) показаны издевательства белогвардейцев над трудящейся молодежью, решительно уклонявшейся от службы в белой армии, и героическая борьба и победа Красной армии. В песне «Да здравствуют Советы» воспевается восторженная встреча народными массами Красной армии при вступлении ее в пределы Крыма и организация Советов.За последние годы созданы многочисленные песни о Ленине и Сталине, о коммунистической партии, о колхозном строительстве, об орденоносцах, о Сталинской Конституции и о депутатах в Верховный Совет СССР и др.Характерными чертами советского фольклора в Крыму являются советский патриотизм, оптимизм, любовь к вождям и родине.
Нужно отметить, что до последнего времени буржуазные националисты извращали сущность и смысл фольклорных произведений и всячески мешали собиранию и изданию татарско-крымского фольклора, выявлению и воспитанию кадров народных певцов и сказителей. Разгром буржуазно-националистических и троцкистско-бухаринских элементов создал условия для успешного развития советской культуры и литературы в Крыму.За последнее время развертывается большая работа по собиранию и изданию фольклора. Издан сборник татарских сказок и легенд «Анекдоты Насреддина Оджи и Ахмет Акая». Подготовляется издание сборников «Эдиге» и «Чора-Батыр», «Песни крымских татар», сборник крымско-татарского советского фольклора и др. Необходимо отметить, что совсем недавно запись и печатание произведений кедаев носили случайный характер, также не было никакой связи между народными кедаями и поэтами - представителями письменной литературы.
Созданию контакта между ними всячески мешали враги народа, проникшие в руководство Союза советских писателей.После ликвидации враждебных элементов и обновления руководства ССП контакт стал налаживаться. 6-го февраля 1938 состоялось всекрымское совещание народных кедаев и сказителей, положившее начало систематической политико-воспитательной и творческой работе среди них. Недавно издан общий сборник произведений кедаев и поэтов «Песни и стихи о Сталине».Т.-к. Л. За последние годы обогатилась переводами произведений мировых классиков и писателей. Пушкина, Горького, Крылова, Мопассана, Свифта, Киплинга, советских авторов. Маяковского, М. Шолохова и др. В переводческой работе принимают участие почти все советские писатели Крыма..
Дополнительный поиск Татарско-крымская литература
На нашем сайте Вы найдете значение "Татарско-крымская литература" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Татарско-крымская литература, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 28 символа