Творческая история
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. И., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории литературы (напр. «Демон» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя и мн. Др.). Установление Т. И. Базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. П. К области Т. И. Может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии , к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т.
И. - выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. Изучение творческой истории «Ревизора» может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии.К фактам Т. И. Обращались историки литературы самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения литературных произведений Т. И. Была выдвинута Пиксановым.
Преувеличение роли Т. И., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о литературе влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о литературе установление фактов Т. И., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. И. Представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка.Библиография. Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство», М., 1923, № 1.
Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума». Гиз, М. - Л., 1928. Сакулин П. Н., Проблема «творческой истории», «Известия Академии наук СССР», Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3. Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. «Мир», М., 1932. Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. «Мир», М., 1933. Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. «Мир», М., 1934. Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936. Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. «Советский писатель», М., 1937. Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. «Советский писатель», М., 1937..
Дополнительный поиск Творческая история
На нашем сайте Вы найдете значение "Творческая история" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Творческая история, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 18 символа