Ударение, акцент

186

УДАРЕНИЕ или АКЦЕНТ (лат.) - выделение отдельных элементов в потоке звуков речи, осуществляемое или путем усиления мускульного напряжения и напора выдыхаемой воздушной струи (У. Экспираторное, называемое также силовым, тоническим или динамическим), или путем изменений высоты голосового тона (У. Музыкальное, называемое также мелодическим У. Или тоном). И в том и в другом случае необходимо рассматривать отдельно явления У. В слоге, слове и целом предложении.I. У. В слоге. Как показывают наблюдения над развитием языков, засвидетельствованных в памятниках древней письменности, во многих случаях система экспираторного У. Сменяет более раннюю систему музыкального У. Так напр. В древнегреческом и древнеиндийском языках У.

Было мелодическим, тогда как в новогреческом и новоиндийских языках оно является экспираторным. Отсюда неоднократно высказывавшееся рядом ученых утверждение о более архаическом характере музыкального У. Однако вопрос о соотношениях музыкального и экспираторного У. Нуждается в дополнительных исследованиях.Из современных языков Европы музыкальным У. Обладают литовский, сербский и скандинавские. Далее, широко используют музыкальное У. Языки Д. Востока (китайский, японский), юго-восточной Азии (аннамский, таи, бирманские), малайско-полинезийские языки и языки Центральной и Южной Африки. Наконец грамматическая традиция древности сохранила достаточно точные указания о музыкальном У. Древнегреческого и древнеиндийского языков.

В пределах слога высота голосового тона может варьироваться весьма значительно. Возможны также различные комбинации повышений и понижений голосового тона. Так устанавливаются следующие основные типы музыкального У. Ровный высокий или ровный низкий тоны, восходящий или нисходящий тоны, наконец, сложные тоны - восходяще-ровный высокий, нисходяще-ровный низкий, восходяще-нисходящий и т. Д.Экспираторное У., обычное в огромном большинстве современных языков Европы, Азии, Северной Африки, менее богато вариациями. В пределах слога экспираторное У. Может обладать большей или меньшей силой (слоги сильные, полусильные и слабые), что приводит к наличию «главных» и «второстепенных» У. В пределах одного слова. Далее оно может сохранять свою силу равномерно на протяжении всего ударного слога (stark geschnittener Akzent Сиверса), постепенно ослабевать (schwach geschnittener Akzent Сиверса) или вновь усиливаться после некоторого ослабевания (двухвершинное У.).

Последняя форма У. В процессе развития языка неоднократно приводит к образованию дифтонгов. Наконец следует отметить, что сила экспираторного У. Различна в отдельных языках. Так напр. У. Сильнее в русском, немецком, английском языках, чем во французском.II. У. В слове. В языках моносиллабических как напр. Язык китайский, слоговое У. Естественно совпадает с У. Словесным. Иначе обстоит дело в языках многосложных. Здесь У. Становится одним из признаков отдельного слова, или указывая самым местом своим на конец слова, или располагая в определенной последовательности (по тону или по силе) все слоги слова в отношении к слогу ударному. В первом случае принято говорить о языках с постоянным местом ударения (так напр. В чешском и венгерском У.

Падает на первый слог слова, во французском и турецком - на последний слог, в польском и малайском - на предпоследний). Во втором - о языках со свободным или подвижным ударением (как напр. В русском языке). Впрочем, термин «свободное» или «подвижное» У. Означает здесь лишь то, что У. В этих языках может приходиться на любой слог слова. Самое же место У. Всякий раз обязательно и не может быть изменено. Более того, У. Часто диференцирует созвучные грамматические формы и пары слов, - ср. «руки`» (Р. Ед.) - «ру`ки» (И. Мн.), «бе`га» (Р. Ед.) - «бега`» (И. Мн.). Следует, однако, отметить, что группа слогов, объединенных У. (т. Наз. «речевой такт»), и слово, как единица грамматическая и семантическая, не всегда совпадают. С одной стороны, слова связной речи могут примыкать друг к другу, теряя самостоятельное У.

(выступать в качестве проклитик и энклитик) - ср. Русск. «уше`л я / по`д-вечер/ и`з дому», где слова «я», «вечер», «дому» не имеют на себе У. С другой стороны, слово в известных условиях может иметь, помимо главного У., второстепенное У., - ср. Русск. «о`днообра`зный», «ди`алекти`ческий». Те же явления наблюдаются и в языках с музыкальным ударением.Одним из следствий ослабления безударных слогов в языках с сильным экспираторным У. Является изменение качества и количества их гласных - так наз. Редукция гласных. Ее можно наблюдать напр. В русском языке. Здесь особенно сильно редуцируются гласные слога, предшествующего предударному слогу, и слога, следующего за ударным. Слабее - гласные более отдаленных от ударного слогов, и еще слабее - гласные предударного слога, - ср.

Напр. «сковорода`», «переверну`лась». Редукция гласных необязательна, однако, в языках с экспираторным У. Во многих языках она отсутствует, как в языках французском и грузинском, где редукция неударяемых слогов совершенно недопустима.III. У. В предложении. Распределение музыкальных и силовых У. В речевом целом не зависит от характера У. В слоге и слове. Напротив, именно языки с экспираторным У. Особенно широко используют изменение голосового тона для передачи смысловых оттенков высказывания - для так наз. Интонации. С другой стороны, усиление У. На одном из слов предложения (так наз. Логическое или фразовое У.) определяет часто смысл всего сообщения. Так в предложении «отец дал ему книгу» логическое У., падая на каждое слово, придает примерно следующие оттенки высказыванию - «отец (не чужой) дал ему книгу», «отец дал (не подарил) ему книгу», «отец дал ему (не другому) книгу», «отец дал ему книгу (не игрушку)» и т.

П. Иногда возможны даже сдвиги словесного У., связанные с семантикой сообщения. Таковы напр. Сдвиги У., вызванные эмфазой, стремление подчеркнуть наличное в высказывании противоположение, вновь вводимое понятие и т. П. Ср. Напр. Сдвиги У. В таких высказываниях, как. «пятнадцать, не шестнадцать», «субъективный, не объективный» и т. П.Библиография. См. Фонетика..

Значения в других словарях
Уайт

УАЙТ Стюарт Эдуард (Stewart Edward White, 1873-) - американский писатель, выдающийся путешественник.Р. В семье лесопромышленника, вырос в лесу, в лагерях, на реке со сплавщиками. Работал на золотых приисках. В 1893 окончил университет, в 1903 получил докторскую степень в Мичигане. С 900-х гг. Начинается серия путешествий У. По Гудзонову заливу, затем в горах Сиерры - 1904, в 1911 - первая экспедиция в Африку, в 1926 - вторая. Во время мировой войны У. Служил в полевой артиллерии.Приключенческие ..

Угарте

УГАРТЕ Мануэль (Manuel Ugarte, 1878-) - аргентинский писатель и публицист, один из значительнейших деятелей «креолизма». Показу самобытного латино-американского человека, «креола», и родной ему обстановки посвящены первые произведения У., в частности, имевшие особое значение «Рассказы о Пампе» (Cuentos de la Pampa, 1903). В дальнейшем У. Занялся активной политической пропагандой объединения Латинской Америки и борьбы против вмешательства США в ее дела. Вступив в соц.-дем. Партию, У. Вскоре разош..

Удмуртский язык

УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК (раньше называвшийся вотяцким или вотским) - распространен в Удмуртской АССР, а отчасти и за ее пределами, западнее, а также южнее, юго-восточнее и восточнее (в Татарской АССР, в Башкирской АССР, в Свердловской области, в Сибири). По переписи 1926, на У. Яз. Говорило 509 тыс. Человек. Вместе с языком коми У. Яз. Образует пермскую (по акад. Марру - волкамскую) подгруппу финно-угорских языков.Фонетическая система У. Яз. Включает 7 гласных и 26 согласных фонем. В новых словах состав..

Узбекская литература

УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основой, на к-рой развивалась узбекская литература, является устное народное творчество, в течение многих веков отражавшее стремление узбекского народа к лучшей жизни, к освобождению от гнета феодалов - ханов, беков, - ишанов и мулл. Народные поэты - бахши - призывали к борьбе против поработителей и угнетателей народных масс.В узбекском фольклоре наиболее развит эпос. Насчитывается свыше двухсот эпических поэм, множество легенд, а также эпических песен и т. П. Популярны сат..

Дополнительный поиск Ударение, акцент Ударение, акцент

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ударение, акцент" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ударение, акцент, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 16 символа