Фабльо или Фаблио
ФАБЛЬО или ФАБЛИО (старофранцузское fableaux, fabliaux - множественное число от fablel - «побасенка». Форма fabliaux является диалектизмом) - короткая стихотворная повесть, обычно комического или сатирического содержания, возникающая и культивируемая в среде «третьего сословия» средневековой Франции с конца XII в. И вытесняемая в XIV в. Другими повествовательными (dit, см.) и драматическими (фарс, см.) жанрами. Общее число сохранившихся Ф. XII-XV вв. Свыше полутораста, значительная часть их анонимна, часть же упоминает в качестве своих авторов - жонглеров и поэтов городского сословия (так несколько Ф. Принадлежит знаменитому Рютбефу, см.).Социальная среда возникновения и бытования Ф. - этих fabellae ignobilium («побасенки незнатного люда»), как их называют латинские писания современников - определяет как общую их направленность, так и характер их художественного метода.
Под обликом чисто развлекательного жанра - conte pour rire, как его называет Бедье, - Ф. Направляет свое сатирическое жало против представителей господствующих сословий. Особенной ненавистью проникнуто в них изображение духовенства - этого величайшего паразита средневековья. В десятках Ф. С наслаждением рисуются смешные, глупые, постыдные положения, в которые попадает тупой, жадный и распутный поп («О Буренке, поповской корове», «О попе, читавшем страстную седмицу», «О попе, попавшем в ларь», «О распятом попе», «О раскрашенном попе» и т. Д. И т. Д.). Даже бродячие сюжеты часто получают в Ф. Антиклерикальную окраску («О попе, которого носят»). Иногда сатира Ф. Захватывает глубже, превращаясь из антиклерикальной в антирелигиозную, рисуя в комических чертах не только попов и монахов, но и святых и самого господа-бога («О бедном торговце», «О виллане, который тяжбой добился рая», «О св.
Петре и жонглере»). Более сдержанно и осторожно осмеивает Ф. Представителей второго сословия - рыцаря и помещика («О старушке, подмазавшей рыцаря», «О виллановой оплеухе», «О рыцаре с алым платьем» и т. Д.). К этой группе Ф. Примыкает ряд пародий на куртуазный роман, повесть (лэ), подвергающий беспощадному осмеянию самые устои рыцарства - его мораль, его куртуазию, его идеальных героев («О плохо сшитом плаще», «О цапле», «Об избитой тропе» и др., сюда же примыкают и пародии на лэ, как «Лэ о распутстве», «Лэ об Иньауресе» и др.).Но, разумеется, Ф. Отражает и внутренние противоречия в среде «третьего сословия». Есть значительная часть Ф., возникших, очевидно, в среде горожан, которые непрочь - наряду с попом и рыцарем - посмеяться и над мужиком - над его тупостью, нерасторопностью, простоватой хитростью («О старосте в меховой шапке», «Виллан-лекарь» и др.).
Бесспорно, в городской же среде сложились и многочисленные Ф., в ярких образах излагающие весь кодекс мещанской морали и осмеивающие того буржуа, к-рый вздумает - неравным ли браком, излишней ли доверчивостью - нарушить этот неписанный, но твердый закон (ср., с одной стороны, дидактические Ф. Типа «Разрезанная попона», с другой - сатирические Ф. Типа «Горожанка из Орлеана»). Но есть и несколько Ф., отражающих настроения крестьянской массы с ее глухой, но лютой ненавистью против сосущих ее кровь попов, помещиков, чиновников, купцов и кулацкой верхушки. Таков, напр., Ф. «О Констане-деревенском», в к-ром старый бродячий сюжет о хитрости женщин превращается в страстный протест против угнетателей, - Ф., в к-ром, по справедливому замечанию Бедье, слышатся отдаленные отзвуки жакерии.Остро воспринимавшейся действенной тематике Ф.
Соответствует действенность их стиля. Стиль Ф. Почти не знает описания, как он не знает и долгих анализов переживаний героя, столь характерных для куртуазной литературы. Изложение сжато, часто драматизируется благодаря преобладанию диалога и сведе`нию повествования к коротким, почти сценическим ремаркам, определяющим ситуацию и жесты участников диалога. Комизм Ф. Сравнительно редко строится на игре словом, обычно он глубоко пронизывает все построение Ф., их образы и ситуации. Ощущение комического вызывается у авторов и слушателей Ф. Не только гротескным искажением образов (ср. Введение в качестве комических фигур горбунов, слепцов и т. П.), но - и это чаще всего - бурлескным нагромождением описаний драк, обжорства и низших физиологических актов.
В известной части Ф. Комизм спускается до уровня порнографии. Однако Ф. Не чужды и более утонченные формы комического - иронические переломы действия и концовки, сатирическая трактовка характеров. Основные образы героев Ф. - жадный, трусливый, развратный поп, чванный, грубый рыцарь, пронырливый купчина, простоватый или себе на уме виллан, блудливая, лукавая, изворотливая жена - надолго сохраняют свою действенность, переходя в прозаическую новеллу и драматизируясь в фарсе . Простоте стиля Ф. Соответствует простой разговорный язык, бедный метафорами, но зато богатый фигурами, повышающими его эмоциональную насыщенность - восклицаниями, обращениями, пропусками, переходом от косвенной речи к прямой. Эмоциональность, действенность изложения усиливаются еще живым участием рассказчика, перебивающего изложение своими соображениями по поводу описываемого им и часто начинающего и заканчивающего повесть поучительными выводами.Правда, есть несколько Ф.
(«О пегом коне», «Гильом с соколом», «Лэ об Аристотеле» и некоторые др.), приближающихся по стилю к куртуазной повести - к лэ . Но эти немногочисленные Ф. Не типичны для жанра, да и по своей тематике выпадают из общего круга Ф., предназначаясь очевидно для рыцарской (или подражающей рыцарям патрицианской) среды.О смене Ф. Другими жанрами в истории развития французской литературы - см. Французская литература. Об аналогичных явлениях в литературах других стран - см. Шванк.Библиография. I. Издания. A. De Montaiglon et G. Raynaud. Recueil general et complet des fabliaux des XIII et XIV siecles, 6 vv., P., 1872-1890. Более ранние издания (Barbazan (1756), Meon (1808, 1823), Jubinal 1839) включают наряду с собственно Ф. Большое количество легенд и dits, а также и др.
Повествовательных жанров.II. Bedier J., Les fabliaux, P., 1893, 4 ed., rev. Et corr., P., 1925. Поскольку Ф. Включают значительное число бродячих сюжетов, упоминания о Ф. Можно встретить почти во всех исследованиях по сказке и по новелле, написанных представителями сравнительного метода в фольклористике..
Дополнительный поиск Фабльо или Фаблио
На нашем сайте Вы найдете значение "Фабльо или Фаблио" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фабльо или Фаблио, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 17 символа