Фабула
ФАБУЛА - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.Первоначально термин «Ф.» (лат. Fabula, фр. Fable, англ. Fable, нем. Fabel) имел значение - басня, побасенка, сказка, т. Е. Произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «Ф.» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда - указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.Научному изучению Ф. Подверглись прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в мировой литературе (гл.
Обр. Древней и средневековой) и особенно - в устной народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционных Ф., процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно сменявшихся фольклористических теорий - мифологической, миграционной, антропологической. При этом в русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин «сюжет», а не Ф. (см. «Сюжеты бродячие», «Фольклор»). Позже вопрос о Ф. И сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отожествляя понятия сюжета и Ф., вовсе упраздняют последний термин.Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать:1) «фактическую» основу произведения, события, о к-рых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать Ф., т.
Е. Повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;2) и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. Е. Сюжет).Для формалистов Ф. Является лишь материалом, к-рый обрабатывается особыми приемами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные», в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка Ф. И сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать Ф. «сырым материалом», лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо жизненный факт, - он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т.
Е. Он создает Ф. Тем более очевиден творческий характер Ф. В тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. А затем значение претворения Ф. В сюжет отнюдь не заключается в «остраннении» ее. Обрабатывая Ф., художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости.В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. Д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.Библиография.
См. Сюжет..
Дополнительный поиск Фабула
На нашем сайте Вы найдете значение "Фабула" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фабула, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа