Фабула

208

ФАБУЛА - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.Первоначально термин «Ф.» (лат. Fabula, фр. Fable, англ. Fable, нем. Fabel) имел значение - басня, побасенка, сказка, т. Е. Произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «Ф.» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда - указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.Научному изучению Ф. Подверглись прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в мировой литературе (гл.

Обр. Древней и средневековой) и особенно - в устной народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционных Ф., процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно сменявшихся фольклористических теорий - мифологической, миграционной, антропологической. При этом в русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин «сюжет», а не Ф. (см. «Сюжеты бродячие», «Фольклор»). Позже вопрос о Ф. И сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отожествляя понятия сюжета и Ф., вовсе упраздняют последний термин.Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать:1) «фактическую» основу произведения, события, о к-рых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать Ф., т.

Е. Повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;2) и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. Е. Сюжет).Для формалистов Ф. Является лишь материалом, к-рый обрабатывается особыми приемами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные», в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка Ф. И сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать Ф. «сырым материалом», лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо жизненный факт, - он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т.

Е. Он создает Ф. Тем более очевиден творческий характер Ф. В тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. А затем значение претворения Ф. В сюжет отнюдь не заключается в «остраннении» ее. Обрабатывая Ф., художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости.В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. Д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.Библиография.

См. Сюжет..

Значения в других словарях
Фабльо или Фаблио

ФАБЛЬО или ФАБЛИО (старофранцузское fableaux, fabliaux - множественное число от fablel - «побасенка». Форма fabliaux является диалектизмом) - короткая стихотворная повесть, обычно комического или сатирического содержания, возникающая и культивируемая в среде «третьего сословия» средневековой Франции с конца XII в. И вытесняемая в XIV в. Другими повествовательными (dit, см.) и драматическими (фарс, см.) жанрами. Общее число сохранившихся Ф. XII-XV вв. Свыше полутораста, значительная часть их анон..

Фабр

ФАБР Люсьен (Fabre Lucien, 1889-) - французский писатель. Инженер по специальности. Первая книга Фабра «Connaissance de la Deesse» (1920), созданная под очевидным влиянием Валери , представляет сборник изысканных по форме стихов на философские темы, выражает стремление к иррациональному. Самое значительное произведение Ф. - роман-трилогия «Rabevel ou le mal des artents» (1923), «La jeunesse de Rabevel», «Le financier Rabevel», «La fin de Rabevel», где автор бурному и темному миру финансовых афер..

Фадеев

ФАДЕЕВ Александр Александрович (настоящая фамилия Булыга, 1901-) - один из крупнейших советских писателей. Р. В г. Кимры, б. Тверской губ. Родители - из крестьян. Отец - фельдшер, мать - фельдшерица. Детство Ф. Провел в Южно-Уссурийском крае, где отец его имел земельный надел. Учился в коммерческом училище в г. Владивостоке. В 1918 ушел из 8-го класса для работы в революционном подпольи. С этого же года - член ВКП(б). В 1919-1921 участвовал в партизанском движении, а затем - в Красной армии, бор..

Фазыл Ахмед

ФАЗЫЛ АХМЕД (1883-) - современный турецкий писатель. Сын чиновника. Образование получил в турецкой и французской школах. Вместе с отцом побывал во многих местах Анатолии и Аравии, что имело большое влияние на его развитие. Ф. В турецкой литературе известен как сатирик. Фазыл писал в старом и новом стиле и стихи и прозу. Ф. Весьма искусно воспроизводит стиль, язык и творческую манеру любого поэта или произведения. Однако Фазыл не является простым подражателем. Подражая например писателю XVII в. Н..

Дополнительный поиск Фабула Фабула

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фабула" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фабула, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 6 символа