Файко
ФАЙКО Алексей Михайлович (1893-) - советский драматург. Р. В дворянской семье. Окончил московскую гимназию, в 1917 - историко-филологический факультет Московского ун-та. Первые литературные опыты, которые носили печать эстетизма, увлечения символизмом, относятся к дореволюционному времени. С 1921 Ф. Выступает в качестве клубного инструктора, лектора, сценариста (театр «Летучая мышь»), режиссера (вторая студия МХАТ) и наконец драматурга (комедия «Карьера Пирпонта Блэка»). Первая пьеса, доставившая автору известность драматурга, - «Озеро Люль», поставлена московским Театром Революции в ноябре 1923. Затем последовали - «Учитель Бубус» (бывший театр им. Мейерхольда, 1925), «Евграф, искатель приключений» (б. Второй МХАТ, 1926), «Человек с портфелем» (Театр Революции, 1928), «Неблагодарная роль» (МХАТ, 1932), «Концерт» (Театр Революции, 1936).
В 1939 награжден орденом «Знак Почета».Ф. - автор преимущественно одной темы - темы интеллигенции, ищущей своего пути в революции. Основные герои Ф. - это люди с индивидуалистическим сознанием, остро переживающие разлад между личным и общественным. Крушение индивидуализма как историческая неизбежность в социалистическом обществе - таков вывод, к к-рому приходит Ф. В своих пьесах.«Озеро Люль» - это детективная мелодрама со стремительной интригой, с рядом эффектных ситуаций, действие к-рой развертывается в вымышленной стране - «на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке». Обстановка действия - роскошный отель, блестящие магазины, рестораны и дансинги. На этом фоне зараженного спекулятивным ажиотажем капиталистического мира, взрываемого революцией, показан образ мнимого революционера Антона Прима, перешедшего на службу к буржуазии и расстрелянного рабочими, к-рых он предал.Герой следующей пьесы («Учитель Бубус»), представляющей собой отвлеченную сатиру на западноевропейское капиталистическое общество послевоенного периода, - это новоявленный Дон-Кихот, который пытается примирить интересы буржуазии и пролетариата, но становится игрушкой в руках первой.
Образ героя-одиночки, героя-мечтателя, вступающего в конфликт со средой, - в центре пьесы «Евграф, искатель приключений», действие которой происходит уже в СССР. Элементы условно-романтической пьесы сочетаются здесь с социально-бытовой характеристикой героев, с попыткой конкретно изобразить окружающую обстановку. Нравоучительный финал комедии (комсомолец выводит на «новый путь» романтика Евграфа, попавшего в среду деклассированной «художественной» интеллигенции и дошедшего до преступления) органически не связан со всей пьесой.К своей традиционной теме о пути интеллигенции в революции обращается Ф. И в пьесе «Человек с портфелем». Катастрофически заканчивается жизнь профессора Гранатова, беспринципного карьериста, пытающегося с помощью убийства и других преступлений скрыть свои контрреволюционные связи в прошлом и пробраться в ряды советской интеллигенции.
Пьеса по своей тематике не потеряла актуальности и до настоящего времени (в 1938 она вновь включена в репертуар Театра революции). Благодаря острой, занимательной интриге, строящейся на сочетании мелодраматических и авантюрных моментов, пьеса отличается большой сценичностью.В комедии «Неблагодарная роль» Ф. Стремится осмеять, с одной стороны, буржуазные иллюзии иностранной журналистки Дорины Вейс, которые разбиваются при столкновении с советской действительностью, а с другой стороны - индивидуалистические настроения комсомольца Завьялова, не нашедшего своего места в коллективе. Введение в пьесу фигуры «зам. Автора», управляющего ходом действия, репликами отдельных персонажей и отражающего авторские раздумья об индивидуальности и коллективе, вносит элемент условности, контрастирующий с общим реалистически-бытовым тоном комедии.Крушение индивидуалистического сознания составляет тему и последней пьесы Ф.
- «Концерт». Главный герой - известный композитор Шигорин, замкнувшись в узком кругу своих личных переживаний, приходит к отрицанию искусства, к отказу от музыкальной деятельности. Творческий союз со своим учеником-комсомольцем Кауровым - представителем нового мира, помогает Шигорину вернуться к искусству, найти новые музыкальные темы, достойные великой социалистической эпохи.Таким образом Ф. Переходит от романтической мелодрамы с детективным сюжетом, абстрагированными героями к реалистической манере письма, пытаясь более правдиво раскрыть психологическую сущность своих новых героев. Однако Ф. Не удалось в этой пьесе достичь художественной убедительности. Искусственность сюжета, неоправданность ряда психологических моментов, схематичность изображения отдельных персонажей - все это определило неудачу пьесы, к-рая не смогла утвердиться в нашем театральном репертуаре.Библиография.
Учитель Бубус, изд. МОДПИК, М., 1925. Человек с портфелем, изд. МОДПИК, М., 1928. То же, М., 1929. То же, центр. Бюро по распространению драматич. Продукции - Цедрам, М., 1934. Неблагодарная роль, комедия, ГИХЛ, М. - Л., 1933. Пьесы, Гослитиздат, Москва, 1935 («Озеро Люль», «Евграф, искатель приключений», «Человек с портфелем», «Неблагодарная роль»). Концерт, Гослитиздат, Москва, 1936..
Дополнительный поиск Файко
На нашем сайте Вы найдете значение "Файко" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Файко, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа