Фет

248

ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820-1892) - известный русский поэт. Сын состоятельного родовитого помещика. Детство провел в поместьи Орловской губ. В Московском ун-те сблизился с кругом журнала «Москвитянин», где печатались его стихи. В печати выступил со сборником «Лирический пантеон» (1840). Как «незаконнорожденный» Ф. Был лишен дворянства, права наследования и отцовского имени. С молодых лет до старости упорно добивался восстановления утраченных прав и благосостояния разными способами. С 1845 по 1858 служил в армии. В 50-х гг. Сблизился с кругом журнала «Современник» (с Тургеневым, Боткиным, Л. Толстым и др.). В 1850 вышли «Стихотворения» под. Ред. Григорьева, в 1856 под ред. Тургенева). С 1860 Фет отдался усадебному «домостроительству».

Враждебно настроенный к реформам 1861 и к революционно-демократическому движению, Фет разошелся даже со своими либеральными друзьями и в 60-70-х гг. Умолк как поэт. В эти годы он выступал лишь как реакционный публицист, в «Русском вестнике» Каткова (в письмах «Из деревни») порицал новые порядки и нападал на «нигилистов». В эпоху реакции 80-х гг. Ф. Возвратился к художественному творчеству (сб. «Вечерние огни», 1883, 1885, 1888, 1891, переводы).В 40-50-х гг. Ф. Был крупнейшим представителем плеяды поэтов (Майков, Щербина и др.), к-рые выступали под лозунгом «чистого искусства». Как поэта «вечных ценностей», «абсолютной красоты» Ф. Пропагандировала эстетическая и отчасти славянофильская критика 50-х гг. (Дружинин, Боткин, Григорьев и др.).

Для революционно-демократической и радикальной критики 60-х гг. Стихи Ф. Были образцом поэтического пустословия, безыдейного щебетанья о любви и природе (Добролюбов, Писарев). Эта критика разоблачала Фета как певца крепостничества, который при крепостном праве «видел только одни праздничные картины» (Минаев в «Русском слове», Щедрин в «Современнике»). Тургенев же противопоставлял Ф., великому поэту, помещика и публициста Шеншина, «закоренелого и остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала».В 40-50-х гг. Ф. (подобно Майкову, Щербине и др.) выступил продолжателем того нового классицизма, который складывался в поэзии Батюшкова, Дельвига и некоторых других поэтов пушкинского круга. Наиболее показательны для Ф.

В этот период - антологические стихи. В духе этого нового классицизма поэзия молодого Ф. Стремится запечатлеть отблески абсолютной красоты, вечных ценностей, противостоящих в своем покоящемся совершенстве «низкому», полному суетного движения бытию. Для поэзии молодого Ф. Характерны. «языческий» культ прекрасной «плоти», предметность, созерцание идеализированных, покоящихся чувственных форм, конкретность, наглядность, детализованность образов, их ясность, четкость, пластичность. Основная тема любви получает чувственный характер. Поэзия Ф. Покоится на эстетике прекрасного, - на принципах гармонии, меры, равновесия. Она воспроизводит душевные состояния, лишенные всякой конфликтности, борьбы, резких эффектов. Рассудок не борется с чувством, «наивное» наслаждение жизнью не омрачается моральными побуждениями.

Радостное жизнеутверждение принимает вид умеренного горацианского эпикуреизма. Задача поэзии Ф. - раскрытие красоты в природе и человеке. Ей не свойственен юмор или возвышенное, патетическое, она витает в сфере изящного, грациозного. Замкнутость формы часто получает у Ф. Выражение в кольцевой композиции стихотворения, архитектоничность, завершенность - в подчеркнутой строфичности (при крайнем разнообразии строф), особая легкость и в то же время стройность - в урегулированном чередовании длинных и коротких строк. В красоте для Ф. Осуществляется связь идеального и данного, «духовного» и «плотского». Гармоническое сочетание двух миров получает выражение в эстетическом пантеизме Ф. Постоянно у Ф. Стремление раскрыть «абсолютное» в индивидуальном, приобщить «прекрасное мгновение» к вечности.

Просветленное и умиротворенное лирическое созерцание - основная настроенность поэзии Ф. Обычные для молодого Ф. Объекты созерцания - пейзаж, античный или среднерусский, подчас с мифологическими фигурами, группы из античного и мифологического мира, произведения скульптуры и т. Д. Огромную роль в поэзии Ф. Играет звукосозерцание, культ эвфонии, эвритмии. По богатству ритмики, разнообразию метрического и строфического построения Ф. Занимает одно из первых мест в русской поэзии.Творчество Ф. Знаменует не только завершение, но и разложение дворянско-усадебной поэзии нового классицизма. Уже в стихах молодого Ф. Нарастают иные тенденции. От четкой пластичности Ф. Переходит к нежной акварельности, все более эфемерной становится «плоть» воспеваемого Ф.

Мира. Его поэзия направлена теперь не столько на объективно данный внешний предмет, сколько на мелькающие, смутные ощущения и возбуждаемые ими неуловимые, тающие эмоции. Она становится поэзией интимных душевных состояний, зародышей и отблесков чувств. Она «Хватает на лету и закрепляет вдруг / И темный бред души, и трав неясный запах», становится поэзией бессознательного, воспроизводит сны, грезы, фантазии. Настойчиво звучит в ней мотив невыразимости переживания. Поэзия закрепляет мгновенный порыв живого чувства. Однородность переживания нарушается, появляются сочетания противоположностей, хотя и гармонически примиренных («страдание блаженства», «радость страдания» и т. П.). Стихи приобретают характер импровизации.

Синтаксис, отражая становление переживания, часто противоречит грамматическим и логическим нормам, стих получает особую суггестивность, напевность, музыкальность «дрожащих напевов». Он все менее насыщен материальными образами, к-рые становятся лишь точками опоры при раскрытии эмоций. При этом раскрываются психические состояния, а не процессы. Впервые в русскую поэзию Ф. Вводит безглагольные стихи («Шопот», «Буря» и др.). Характерные для этой линии поэзии Ф. Мотивы - впечатления от природы во всей полноте ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), любовное томление, зарождающаяся, еще невысказанная любовь. Эта струя поэзии Ф., продолжая линию Жуковского и отдаляя его от Майкова, Щербины, делает его предшественником импрессионизма в русской поэзии (оказав особенно сильное влияние на Бальмонта).

В известной мере Ф. Оказывается созвучным Тургеневу.К концу жизни Ф. Его лирика все более становилась философской, все более проникалась метафизическим идеализмом. Постоянно звучит теперь у Ф. Мотив единства человеческого и мирового духа, слияния «я» с миром, присутствия «всего» в «одном», всеобщего в индивидуальном. Любовь превратилась в жреческое служение вечной женственности, абсолютной красоте, объединяющей и примиряющей два мира. Природа выступает как космический пейзаж. Реальная действительность, изменчивый мир движения и деятельности, общественно-исторической жизни с ее враждебными поэту процессами, «базар крикливый», предстают как «сон мимолетный», как призрак, как шопенгауэровский «мир-представление».

Но это не греза индивидуального сознания, не субъективная фантасмагория, это «всемирный сон», «один и тот же сон жизни, в который мы все погружены» (эпиграф Ф. Из Шопенгауэра). Высшая реальность и ценность переносятся в покоящийся мир извечных идей, неизменных метафизических сущностей. Одной из основных у Ф. Становится тема прорыва в иной мир, полета, образ крыльев. Мгновение, запечатлеваемое теперь, - момент интуитивного постижения поэтом-пророком мира сущностей. В поэзии Фета появляется оттенок пессимизма в отношении к земной жизни. Его приятие мира теперь это не непосредственное наслаждение праздничным ликованием «земной», «плотской» жизни вечно-юного мира, а философское примирение с концом, со смертью как с возвращением к вечности.

По мере того, как почва ускользала из-под усадебно-патриархального мира, из поэзии Ф. Ускользало материальное, конкретное, реальное, и центр тяжести переносился на «идеальное», «духовное». От эстетики прекрасного Фет приходит к эстетике возвышенного, от эпикуреизма к платонизму, от «наивного реализма» через сенсуализм и психологизм - к спиритуализму. В этой последней фазе своего творчества Ф. Подошел к порогу символизма, оказал большое влияние на поэзию В. Соловьева, а затем - Блока, стилистически - на Сологуба.Творчество Фета связано с усадебно-дворянским миром, ему присуща узость кругозора, равнодушие к общественному злу его времени, но в нем нет прямых реакционных тенденций, свойственных Ф.-публицисту (если не считать нескольких стихотворений на случай).

Жизнеутверждающая лирика Фета пленяет своей искренностью, свежестью, решительно отличаясь от искусственной, упадочной лирики импрессионистов и символистов. Лучшее в наследстве Ф. - это лирика любви и природы, тонких и благородных человеческих чувствований, воплощенных в исключительно богатой и музыкальной поэтической форме.Библиография. I. Издания стихов. Лирический пантеон (Автор обозначен. А. Ф.), М., 1840. Стихотворения, М., 1850. Стихотворения, СПБ, 1856. Стихотворения, ч. I и 2, М., 1863. Вечерние огни, вып. 1-4, М., 1883, 1885, 1888, 1891. Лирические стихотворения, ч. 1 и 2, СПБ, 1894. Полное собрание стихотворений, под ред. Б. В. Никольского, изд. А. Ф. Маркса, 3 тт., СПБ, 1901 (то же, 2 изд., СПБ, 1910). Полное собрание стихотворений, со вступит.

Статьями Н. Н. Страхова и Б. В. Никольского. Прилож. К журн. «Нива» на 1912, 2 тт., СПБ, 1912. Стихотворения, вступ. Статья, ред. И примеч. Б. Бухштаба (в серии. Библиотека поэта. Малая серия, № 38), изд. «Советский писатель», Л., 1936. Полное собрание стихотв., вступит. Ст., ред. И примеч. Б. Бухштаба (в серии. Б-ка поэта), изд. «Советский писатель», Л., 1937. Мемуары. Мои воспоминания, 2 чч., М., 1890. Ранние годы моей жизни, М., 1893.II. Грот Я., Стихотворения А. Фета, «Отечественные записки», т. LXVIII, 1850, № 2. (Некрасов Н.), Русские второстепенные поэты. III. А. Фет, «Современник», т. XX, 1850, № 3. Боткин В., Стихотворения А. А. Фета, СПБ, 1856, «Современник», 1857, № 1. То же, в кн. Боткин В., Сочинения, т. II, СПБ, 1891. Григорьев А., Сочинения, т. I, СПБ, 1876 (по указателю).

Щедрин Н., Полн. Собр. Соч., т. V, М., 1937, «Стихотворения А. Фета», стр. 330-334 (первоначально. «Современник», 1863, № 9). Дружинин А., Сочинения, т. VII, СПБ, 1865. Н. В. Л-й (Лазурский), А. А. Фет (Шеншин) как поэт, переводчик и мыслитель, «Русская мысль», 1894, № 2. Саводник В. Ф., Фет (в кн. «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, изд. «Мир», т. III, М., 1909). Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912. Феди`на В. С., А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике, П., 1915. Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922. Зайцев В., Избранные сочинения, т. I, М., 1934 (предварительно. «Русское слово», 1863, № 8). Федоров Л. А., К истории творчества Фета, «Сборник статей к сорокалетию ученой деятельности акад.

А. С. Орлова», Л., 1934. Бухштаб Б., Судьба литературного наследства А. А. Фета, «Литературное наследство», кн. 22-24, М., 1935. Бухштаб Б., Эстетические взгляды Фета, «Литературная учеба», 1936, № 12. Жирмунский В., Гёте в русской литературе, ГИХЛ, Л., 1937 (стр. 440-448, Фет - переводчик Гёте. Стр. 549-552 - о переводе «Фауста» Фетом).III. Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц. Двенадцатый выпуск, СПБ, 1912. Феди`на В. С., А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике, П., 1915 (с библиографией)..

Значения в других словарях
Ферри

ФЕРРИ Габриель (Louis Gabriel Ferry de Bellemare, 1809-1852) - французский писатель 40-х гг., один из создателей жанра авантюрно-колониального романа (не смешивать с Габриелем Ферри, незначительным литератором 70-80-х гг., автором книг о Бальзаке, Дюма и др.).Сын крупного негоцианта, Ф. В 1830 был послан отцом в Мексику с коммерческими поручениями. В 1840 он вернулся и, не оставляя торгового дела (с 1844 он стал главным директором большой фирмы), приступил к печатанию в «Revue des Deux Mondes» с..

Ферсгофен Версгофен

ФЕРСГОФЕН (Версгофен) Вильгельм (Vershoffen, 1878-) - немецкий писатель. Крупный капиталист, идеолог трестированного капитала. До мировой войны печатался в журнале «Quadriga» (Jena, 1912-1914. Возродился под названием «Nyland», Jena, 1918-1921). Повесть Ф. «Волк Фенрис» (Der Fenriswolf) была манифестом группы писателей, связанных с трестами. В этом произведении отсутствуют типы, характеры. Вообще человеческая личность - вне поля зрения автора. Повесть смонтирована из деловых документов, газетных..

Фефер

ФЕФЕР Исаак Соломонович (1900-) - еврейский поэт. Р. На Киевщине. Член ВКП(б), был в ВУСПП с 1928, руководитель ее еврейской секции. Член президиума ССП УССР и член правления ССП СССР. Первая книжка стихов «Schpener» (Киев, 1922), в основном еще подражательная, уже заключала в себе стремление Ф. К созданию политической лирики. Следующие книги Ф. - «Wegen sich un asoine wi ich» («О себе и таких, как я», Киев, 1924), «A steinzu a schtein» («Камень - камню», Киев, 1925), «Proste teid» («Простые сло..

Фиальо де Алмейда

ФИАЛЬО ДЕ АЛМЕЙДА (Jose Valentin Fialho de Almeida, 1857-1912) - один из крупнейших португальских писателей прошлого века. Тяжелое детство и полная лишений юность позволили Ф. Де А. Внимательно присмотреться к жизни трудящихся и бедствующих слоев общества и отнестись к ним с глубоким сочувствием. Их изображению посвящен целый ряд его рассказов. Другие его произведения являются критическим (то ироническим, то порою и остро-сатирическим) изображением буржуазного общества.Будучи в основном последов..

Дополнительный поиск Фет Фет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фет" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 3 символа