Амур

499

АМУР и ПСИХЕЯ (лат. Amor et Psyche) - герои новеллы-сказки Л.Апулея, входящей в его «Метаморфозы» (II в. Н.э.). Образы А. И П. Представляют сложный сплав античных представлений об идеальных героях-любовниках с философскими понятиями. А. - в римской мифологии божество любви, соответствующее греческому Эроту. Он изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком и стрелами, колчаном и иногда с факелом. П.- в греческой мифологии чаще всего олицетворяла человеческую душу, хотя иногда отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями живого организма (дыхание) или его частями (диафрагма - Гомер). Греческое слово «психе» означает «душа» или «бабочка», часто П. Изображали летающей или в виде птицы.

В философии понятие о П. Как о человеческом сознании, подчиненном мировой закономерности, ввел Гераклит Эфесский (540-480 гг. До н.э.). Ему принадлежит высказывание. «Пределов души не отыщешь, по какому пути не иди, так глубок ее разум». Понятие П. Как бессмертной человеческой сущности ввел Пифагор (584-500 гг. До н.э.). Он же говорил о «перевоплощениях» П.Сюжет новеллы об А. И П.- один из самых распространенных в мировом фольклоре. Встречается повсеместно от Скандинавии до Индонезии, от Африки до Восточной Европы. Например, в русском фольклоре он вполне соответствует сюжету о Царевне-лягушке или о Василисе Премудрой. В европейском фольклоре с ним чаще всего сопоставляют сюжет об Аленьком цветочке. Общая схема такова. К девушке сватается некто, имеющий таинственный (чаще - ужасный) облик, условием заключения брака является запрет на разглядывание, но девушка нарушает это условие, пос ле чего суженый исчезает и ей приходится искать его, проходя через трудные и опасные испытания.

В сказке об А. И П. Подзуживаемая своими завистливыми сестрами П. Смотрит ночью на А. И влюбляется в него, но со свечи на А. Падает капля воска, он просыпается и исчезает. П. Отправляется на поиски и попадает в царство матери А. Богини Венеры. Та, считающая П. Своей соперницей, пытается погубить ее и задает ей невыполнимые задания. Разобрать крупу по зернышку, принести шерсть златорунных овец, достать воды из источника, который стерегут драконы, и, наконец, принести из аида баночку с красотой Прозерпины. П. Все же выполняет все задания и опять встречает А. В конце концов Юпитер дает согласие на брак А. И П. И, чтобы уравнять их, делает П. Богиней. От брака А. И П. Родилась дочь Желание (Voluptas).Сразу после появления «Метаморфоз» было обращено внимание на символическую параллель между судьбой главного героя Луция и П.

Она так же, как и Л., поплатилась за свое любопытство, вынуждена была пройти через тяжкие испытания и, наконец, обрела свое счастье. П. Интерпретировали даже как образ души Луция, прошедшей путь от тайных низменных страстей к любви, освященной богами.Сказка об А. И П. Получила новую жизнь в христианском мире после того, как Фульге-ций дал ей символическое толкование в христианском духе. Любовь человеческой души к Богу («Сказка о Богине Психее и Купидоне», VI век). Подобное же аллегорическое толкование дает этой сказке Боккаччо в трактате «О генеалогиях языческих божеств». Сюжет об А. И П. Использовался многими писателями и поэтами. Лафонтеном (роман «Любовь Психеи и Купидона»), Виландом, Богдановичем («Душенька»), Стендалем («Пармская оби-тель»), Пушкиным («Барышня-крестьянка»).

М.Ю.Лермонтов в поэме «Демон» «переворачивает» эту сказку. Вместо А., спасающего П., выступает Демон, пытающийся погубить душу Тамары. Но заканчивается поэма словами, которые могли бы стать эпилогом для апулеевской сказки. «...Она страдала и любила//И рай открылся для любви». В сложном символическом ключе этот сюжет нашел воплощение и в драматической поэме А.Блока «Песня судьбы».Образы А. И П. Вдохновляли и знаменитых художников. Рафаэля (фрески на вилле Фарне-зина в Риме), Какова, Торвальдсена и др.Остается открытым вопрос об источниках сказки для самого Апулея. И.М.Тройский видит ее истоки в «долитературном» периоде греческого фольклора, хотя единственным похожим сюжетом этого периода была легенда об Ио, возлюбленной Зевса.

Другие исследователи (Фелинг) считают, что сказка об А. И П.- целиком плод фантазии самого Апулея. Третьи (Фридлендер, Сван, Дерменгем) предполагают, что Апулей (уроженец римской провинции в СевАфрике) обработал в греко-римском стиле сюжет кабильской сказки «Сын те-риели».Как бы то ни было, но образы А. И П. В читательском сознании стали в начале длинного ряда полулегендарных образов-любов-ных пар. Дафнис и Хлоя, Пирам и Фисба, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Лейла и Менджнун, Тахир и Зухра, Ферхад и Ширин. Видимо, именно этой новелле Апулея мы обязаны появлению великой сказочно-литературной формулы. «В некотором государстве жили-были царь с царицей. Было у них три дочки».Лит. Полякова С.В. «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея.

М., 1988. Dermenghem E. Le mythe de Psyhe dans la folklore nordafricain//Revue Africaine. Algere, 1945. Kawczynski M. Amor i Psyche w basni-ach//Rozpravy Akad.Krakau. Scr.2, 1909, 30.А.Л.Цуканов.

Значения в других словарях
Альдемаро

АЛЬДЕМАРО (исп. Aldemaro) - герой комедии Лопе де Вега «Учитель танцев» (1594). В образе А. Драматург сделал попытку разрешить конфликт любви и чести. Обнищавший аристократ берет себе другое имя и нанимается учителем танцев в богатый дом, поскольку не видит иного способа увидеться с прекрасной Фл орел ой. Двоюродный брат А., Рикаре-до, приходит в ужас от этого замысла и тщетно старается доказать, что подобное ремесло унижает старинный род. Даже слуги - и те порицают А., ибо рыцарю Наварры подоба..

Альцест

АЛЬЦЕСТ (фр. Alceste) - герой комедии Мольера «Мизантроп» (1666). А.- один из наиболее загадочных мольеровских персонажей. Уже три столетия, протекшие со дня премьеры комедии, критики спорят о природе этого образа. То объявляют мизантропа «развлекательным персонажем» (П.Бенишу), то усматривают в нем сходство с самим Мольером, находя у обоих неврастению (Р.Ясински), то, наконец, обнаруживают нечто трагедийное (Г.Н.Бояджиев, С.С.Мокульский, Д.Обломиев-ский).А.- несомненно, «интеллектуальный герой»..

Амфитрион

АМФИТРИOН1.герой комедии Плавта «Амфитрион» (ок.214 г. До н.э.).Миф о том, как Зевс (Юпитер), влюбившись в жену фиванского полководца Амфитриона Алкмену, явился к ней в обличьи мужа, провел с ней ночь и стал отцом одного из рожденных ею близнецов, Геракла, не раз становился у греков сюжетом драматических произведений. К этому мифу обращались Эсхил, Софокл, Ев-рипид и другие, но эти произведения были утрачены. Считается, что Плавт использовал для своей комедии некоторые уцелевшие отрывки, в частн..

Анатэма

АНАТЭМА - герой «трагического представления» Л.Н.Андреева «Анатэма» (1909, первоначальное название «Давид Лейзер»). В мировой литературе у дьявола много имен. Вельзевул, Мефистофель, Сатана, Воланд. Л.Андреев избрал наиболее близкое к русским традициям - Анатэма (Анафема), то есть отлученный, преданный заклятью. Князь тьмы А. Наиболее близок Люциферу, он низвержен-ный «сын Зари» - таково толкование имени в Книге пророка Исайи. Это не великий мистификатор Мефистофель Гете, не воинствующий бунтарь..

Дополнительный поиск Амур Амур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Амур" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 4 символа