Анна Каренина

564

АННА КАРЕНИНА - героиня романа Л.Н.ТОЛСТОГО «Анна Каренина» (1873-1877). Один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского творчества, в частности неоконченные прозаические отрывки «На углу маленькой площади» и «Гости съезжались на дачу». Героиня последнего Зинаида Вольская может быть частично соотнесена с А.К. Это обстоятельство позволяет литературоведам считать произведение «пушкинским романом» Толстого, а к прототипам А.К.

Относить Татьяну Ларину, мысленно продолжая историю ее жизни в свете (Б.М.Эйхенбаум). Достоверно известно, что внешний облик героини сложился у писателя под впечатлением встречи со старшей дочерью Пушкина М.А.Гартунг. Однако у А.К. Были и другие прототипы, в том числе сестра близкого друга Толстого М.А.Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая вторую семью. Современники находили и многие другие прототипы, отдельные обстоятельства жизни и смерти которых соотносились с сюжетной линией героини романа, в частности упоминается история взаимоотношений актрисы М.Г.Савиной с Н.Ф.Сазоновым.Трактовки образа А.К. В литературоведении чаще всего определяются тем или иным пониманием смысла эпиграфа к роману («Мне отмщение, и Аз воздам»), а также зависят от исторически изменяющегося отношения к роли женщины в семейной и общественной жизни.

На характер, судьбу героини оказали влияние не только реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 1870-х годов, трагизм разобщенности людей в семье и обществе, но и лежащие в основе авторской интерпретации событий романа традиционные народные религиозно-нравственные представления. А.К. Одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В современных оценках образа А.К. Начинает преобладать традиционный народно-нравственный подход, в отличие от безусловного оправдания героини в ее праве на любовь. В работах В.Е.Ветловской и А.Г.Гродец-кой, например, прослеживается зависимость внутреннего содержания образа А.К. От евангельских и агиографических мотивов, сюжетов и нравственных оценок.В первой части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье Облонских.

Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну, хотя свою роль любящей матери она несколько преувеличенно подчеркивала. Лишь Долли Облонская чутко улавливала во всем складе семейной жизни Карениных что-то фальшивое, хотя отношение А.К. К мужу строилось на безусловном уважении.После встречи с Вронским, еще не дав воли зарождающемуся чувству, А.К. Осознает в себе не только пробудившуюся жажду жизни и любви, желания нравиться, но и некую неподвластную ей силу, которая независимо от ее воли управляет поступками, толкая к сближению с Вронским и создавая ощущение защищенности «непроницаемой броней лжи». Ки и Щербацкая, увлеченная Вронским, во время рокового для нее бала видит «дьявольский блеск» в глазах А.К.

И ощущает в ней «что-то чуждое, бесовское и прелестное». Следует отметить, что, в отличие от Каренина, Долли, Кити, А.К. Совсем не религиозна. Правдивая, искренняя А.К., ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения А.К. Со всеми окружающими. Она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, но существующий помимо ее воли дух обмана и лжи увлекает ее все дальше к падению. Сблизившись с Вронским, А.К. Осознает себя преступницей. После неоднократно проявленного мужем по отношению к ней великодушия, особенно после полученного во время послеродовой болезни прощения, А.К.

Все больше и больше начинает ненавидеть его, болезненно ощущая свою вину и сознавая нравственное превосходство мужа.Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья (как при тайном свидании с сыном) и унижения (скандально-унизительный эпизод в театре). Больше всего мучений А.К. Испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Углубляющийся душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут компенсировать ни окружение, искусственно создаваемое Вронским, ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием. А.К. Постоянно чувствует свою полную зависимость от воли и любви Вронского, что раздражает ее, делает подозрительной, а иногда побуждает к несвойственному ей кокетству.

Постепенно А.К. Приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти, которой она хочет наказать Вронского, оставшись для всех не виноватой, а жалкой. История жизни А.К. Обнаруживает незыблемость «мысли семейной» в произведении. Невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.Образ А.К. Получил множество воплощений на сцене и в кинематографе. Самая знаменитая инсценировка отечественного театра - МХАТ, режиссер В.И.Немирович-Данченко, в главной роли А.К.Тарасова (1937). В кино роль А.К. Исполняли Грета Гарбо (193 7), Вивь-ен Ли (1948), Т.Е.Самойлова (1968). По мотивам романа был создан балет (на музыку Р.К.Щедрина) с М.М.Плисецкой в главной партии (она же и хореограф спектакля.

Большой театр, 1972).Лит. Эйхенбаум Л. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960. Горная В. Многоплановость образа Анны Карениной//Ученые записки Моск. Области. Пед. Ин-та им. Крупской. Русская литература. Т. 122.Вып. 8. М., 1963. Бабаев Э.Г. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого. Тула, 1975. Свительский В.А. Трагедия Анны Карениной и авторская оценка в романе Л. Толстого//Русская литература 1870-1890 годов. Свердловск, 1977. Гродец-кая А.Г. Агиографические прообразы в «Анне Карениной» (жития блудниц и любодеиц и сюжетная линия главной героини романа)//Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский дом). СПб., 1993. Т. 48.Е.В.Николаева.

Значения в других словарях
Андрей Болконский

АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ - герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). В отличие от многих персонажей романа, у которых были легко узнаваемые прототипы среди людей 1810-1820 годов или современников Толстого, а также его близких, у А.Б. Не было явно угадываемого прототипа. Автор настаивал на вымышленное™ этого героя. Однако среди возможных прототипов называют, например, Н.А.Тучкова. В некоторых обстоятельствах судьбы флигель-адъютанта Ф.Тизенгаузена можно обнаружить близость с описанием ..

Андромаха

АНДРОМАХА1.героиня трагедии Еврипида «Троянки» (415 г. До н.э.). А.- жена троянского героя Гектора. Во время битвы за Трою Гектор погибает. В «Тро-янках» Еврипид изображает момент, когда знатных пленниц греки распределяют между своими вождями. А. Достается сыну Ахилла Неоптолему. Она оплакивает гибель Трои, любимого мужа, ненавистный новый брак и свою рабскую долю. Ей «страшно из благородства в рабство перейти». А. Завидует Поликсене, которая была принесена в жертву на могиле Ахилла. Героине «сл..

Антигона

АНТИГОНА ( фр. Antigone, нем. Antigone)1.героиня трагедии Софокла «Антигона» (поставлена, по-видимому, в 442 г. До н.э.), дочь Эдипа и Иокасты. После гибели в поединке своих братьев Этеокла и Полиника, из коих один был фиванским царем и удостоился от города подобающих похорон, а другой, желая оспорить власть, привел к Фивам аргосское войско и остался после гибели без погребения по приказу унаследовавшего престол Креонта, шурина Эдипа, А. Решает, презрев приказ владыки, почтить погибшего брата по..

Антуан

ТИБО. ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault. Oscar, Antoine, Jacques) - герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га-pa «Семья Тибо», написанного в жанре семейной хроники. (Шесть частей. «Серая тетрадь», «Исправительная колония», «Солнечная пора», «День врача», «Сестренка», «Смерть отца» публиковались с 1922 по 1929. Последняя часть, превратившаяся в политический роман, дающий широкую панораму французской действительности начала XX века - «Лето 1914»- 1936. «Эпилог» появился в 1940.) Роман ..

Дополнительный поиск Анна Каренина Анна Каренина

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Анна Каренина" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Анна Каренина, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 13 символа