Базаров

627

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. Называет себя нигилистом. Он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»« (1869) называет прототипом Б.

Некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. Был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями». Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б.

Не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо. Только Белинского или только Добролюбова.Авторское отношение к Б. Неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами. Со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. Уверен в своих силах, в том деле, которое он делает. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. Приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма.

Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой. Постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. Не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. Начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. Говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения.

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». «Ты проштудируй-ка анатомию глаза. Откуда тут взяться. Загадочному взгляду?». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».Сложный и противоречивый образ Б. Вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев.

В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б. Они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. Нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»«). Образ Б. Неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.Лит. Герцен А.И. Еще раз Базаров//Герцен А.И. Поли. Собр. Соч. М. Пг., 1923.

Т.20. С.224-238. Писарев Д.И. Базаров//Писарев Д.И. Избр. Соч. М., 1934. Т.1. С.224-266. Антонович М.А. Асмодей нашего времени//Антонович М.А. Избр. Стагьи. Л., 1938. С. 141-202. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986. Архипов В.А. К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»//Русская литература. 1958. №1. Бялый Г. В.Архипов против И.Тургенева//Новый мир. 1958. №8. Манн Ю. Базаров и другие//Новый мир. 1968. №10. Мельник В.И. Источник одной реплики Базарова//Русская литература. 1977. №1. Чернов Н. Об одном знакомстве И.С.Тургенева//Вопросы литературы. 1961. №8.Е.Г.Куликова.

Значения в других словарях
Аякс

АЯКС (герой трагедии Софокла «Аякс» (точная дата постановки неизвестна, но трагедия считается одной из самых ранних, и предположительную датировку можно дать лишь в достаточно широких пределах. Середина 50-х - середина 30-х годов V века до н.э.), сын Теламона, царя Саламина, и предводитель саламинских воинов под стенами Трои. Сюжет трагедии выходит за рамки событий, изображенных в гомеровском эпосе, однако А. Представлен вполне соответствующим своей эпической репутации. Как второй после Ахилла в..

Бавкида

ФИЛЕМОН и БАВКИДА (лат. Philemon, Baucis) - герои эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (написан в первые годы по Р.Х., сожжен автором в порыве отчаяния и издан по спискам, оставшимся у друзей). Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф, обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном - бедном и убогом - вст..

Бальзаминов

БАЛЬЗАМИНОВ - герой «картин из московской жизни» А.Н.Островского «Праздничный сон - до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861). В трилогии раскрывается забавный и нелепый внутренний мир Б. В его наивных и простодушных рассуждениях - целая жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких» людей. Б. Почти фольклорный Иванушка-дурачок из русской сказки. По словам любящей маменьки, «умишко..

Барон

БАРОН - герой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии. The covetous knight» - литературная мистификация. У английского поэта В.Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, - конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, ..

Дополнительный поиск Базаров Базаров

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Базаров" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Базаров, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа