Барон

514

БАРОН - герой трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» (1830), вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии. The covetous knight» - литературная мистификация. У английского поэта В.Шенстона (1714-1763) такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, - конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, знаменитым своей скупостью.Литературные источники образа скупого рыцаря весьма обширны. Это прежде всего Щеток Шекспира и Гарпагон Мольера, а также прототип последнего - Гарпаг Плавта. В ряду других прообразов обычно называют Варраву («Мальтийский еврей» К.Марло, ок.

1S92), многих скряг в комедиях Гольдони, вариации мольеровского Гарпагона в пьесах Жюста и Детуша, скупцов в романах В.Скотта (Двайнинг и др.), героя трагедии Г.Мильмана «Фацио» (1818), а также главного персонажа новеллы Гофмана «Майорат» (1817), что примечательно, скупого барона, живущего в сторожевой башне рыцарского замка. К общелитературному фону пушкинского образа можно отнести комедию А.П.Сумарокова «Лихоимец» (1760-е гг.), оперу «Скупой» (пьеса Я.Б.Княжнина, музыка В.А.Пашкевича, ок. 1782).Сравнивая два образа скупого, Гарпагона и Шейлока, Пушкин отмечал, что «у Мольера Скупой скуп - и только. У Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Эта характеристика значима для понимания пушкинского Б., в портрете которого соединились разнообразные черты.

Его безграничная скупость, жестокость (рассказ о бедной вдове, простоявшей полдня на коленях, моля простить мужнин долг), мстительность в отношении сына, им оклеветанного перед Герцогом, сочетаются с чувством рыцарского достоинства, гордостью и отвагой. В разговоре с Герцогом Б. Выказывает готовность в случае войны «старый меч рукой дрожащей обнажить». Однако внимание Пушкина занимает не нрав скупого, представленный в парадоксальных сцеплениях с другими свойствами характера. В своей трагедии поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и двух соответствующих мировоззрений - феодального и буржуазного. Характер Б. - отражение этой коллизии. Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б.

Между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. Тем не менее служит другому кумиру - деньгам. «И как же служит. Как алжирский раб,//Как пес цепной». Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом. Однако парадокс Б., по верному наблюдению С.Б.Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества («Я царствую!») и власти («Мне все послушно, я же - ничему»). Деньги дают Б. То, что Фауст приобрел, заключив сделку с дьяволом, - они, пускай иллюзорно, возвращают молодость, позволяют испытать любовный жар, почти эротическое возбуждение.

Ошибка Б. (этот непременный элемент в развитии трагедийного характера) заключается в том, что он, взяв на вооружение приемы «ужасного века», не предусмотрел возможность обратного их применения, к нему самому. Б. Умирает, потрясенный нерыцарским поступком сына, прилюдно обвинившего отца во лжи. Но последние его слова. «Где ключи?» - принадлежат не рыцарю, а ростовщику.Премьера «Скупого рыцаря» была назначена в Александрийском театре на 1 февраля 1837 г., но не состоялась из-за гибели поэта. Впервые трагедия была сыграна на этой же сцене в 1852 г. С участием В.А.Каратыгина в главной роли. Исполнителями роли Б. Были впоследствии. М.С.Щепкин (1853, Малый театр), К.С.Станиславский (1888, Общество искусства и литературы), А.А.Остужев (1937), Н.К.Черкасов (1962), И.М.Смоктуновский (1979).

На сюжет трагедии написана опера С.В.Рахманинова (1906).Лит. Розанов Н.Н. Пушкин и Гольдони. К вопросу о прототипах «Скупого рыцаря»//Пушкин и его современники. М., 1930. С. 141-150. Якубович Д.П. «Скупой рыцарь». Комментарии//Пушкин А.С. Поли. Собр. Соч. 1937. Т. 7. Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 59-100. См. Также Лит. К статье «БОРИС ГОДУНОВ»,С.В.Стахорский.

Значения в других словарях
Базаров

БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. Называет себя нигилистом. Он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не худо..

Бальзаминов

БАЛЬЗАМИНОВ - герой «картин из московской жизни» А.Н.Островского «Праздничный сон - до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») (1861). В трилогии раскрывается забавный и нелепый внутренний мир Б. В его наивных и простодушных рассуждениях - целая жизненная философия «обиженных богом», обделенных талантами «маленьких» людей. Б. Почти фольклорный Иванушка-дурачок из русской сказки. По словам любящей маменьки, «умишко..

Баушан

БАУШАН (нем. Bauschan) - центральный персонаж рассказа Т. Манна «Хозяин и собака» (1918), короткошерстная немецкая легавая, «если отнестись к такому определению не слишком придирчиво, а принять его с должной крупицей юмора». История Б. Неотделима от истории его хозяина - писателя. Т. Манн, определивший в одном из писем жанр этой истории как «прозаическую идиллию», более чем где-либо в своей художественной прозе, рассказывает здесь о себе самом. Об укладе домашней, рабочей и досужей жизни, о свет..

Башмачкин

БАШМАЧКИН - герой повести Н.В.Гоголя «Шинель» (1839-1842. Первоначальная черновая редакция под названием «Повесть о чиновнике, крадущем шинели»). Литературные прототипы образа Б. Отец Горио, полковник Шабер О.Бальзака (подобно Б., они робки, смиренны, косноязычны), Квазимодо из романа В.Гюго «Собор Парижской богоматери», Ев-сей Лиров («Бедовик» В.Даля), Кузьма Миро-шев («Кузьма Петрович Мирошев» М.Загоскина), Ансельм («Золотой горшок» Гофмана). Страсть к переписыванию у Б. Напоминает пристрастие..

Дополнительный поиск Барон Барон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Барон" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 5 символа