Голядкин

237

ГОЛЯДКИН - герой «петербургской поэмы» Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью - такова психологическая атмосфера бюрократического Петербурга, от которой страдает «маленький человек» раннего Достоевского. Если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Г. Теряет возможность осознания своей человеческой ценности. Увлекаемый безудержной «амбицией», он предает подлинную человеческую привязанность к своей бывшей квартирной хозяйке, скромной «немочке» Каролине Ивановне. Сменив квартиру, Г.

Пускается на нелепые поиски «руки и сердца» генеральской дочери Клары Олсуфьевны. «непрошеным» едет на «богатый званый обед» в честь дня рождения «невесты», способной возвысить его во мнении общества и в собственных глазах.Не обладающий ни социально значимыми (чин, родство, богатство), ни романтически-индивидуальными («ни ума, ни характера, ни образования») данными для вхождения в «общество высокого тона» и вместе с тем связывающий свою самооценку с этими искусственными, по художественной логике Достоевского, шкалами ценностей, Г. Изначально обречен на жестокий неуспех. Его не пускают дальше передней. Когда же с черного хода он все-таки пробирается в танцевальную залу, то его силой выпроваживают на улицу.

В ненастную ноябрьскую полночь на пустынной набережной Фонтанки в потрясенном воображении «ветошки» (которой Г. Оказывается, приняв господствующие бюрократические и личностные критерии) впервые возникает «двойник». Точная копия «старшего», «Г.-младший» к тому же обладатель черт, необходимых в его положении для успеха. Вероломства, наглости, ловкости, умения «подбиться, приласкаться, нашептать и наподличать», присвоить чужие заслуги, угодить начальству, сослуживцам, женщинам. Детальное развертывание клинической картины сумасшествия героя, в итоге попадающего в дом для умалишенных, составляет дальнейшее содержание повести. «Настоящий» Г., оставаясь «невинным» и «правдолюбивым», вынужден постепенно уступать свое жизненное пространство (квартиру, службу и пр.) «самозванцу».

Ясно, что реальные личностные ценности в Г. (доброта, доверчивость, порядочность) несовместимы с индивидуалистическими и бюрократическими идеалами, лишенными подлинного бытия. Так что вытеснение «настоящего» Г. «мнимым» - результат выбора героя между жизнью и ее ложными подобиями.Назвав Г. В записных тетрадях за 1872-1875 гг. Своим «главнейшим подпольным типом», автор подчеркнул значимость этого раннего образа для всего своего творчества. В течение двадцати лет писатель хотел вернуться к повести, «форма» которой ему «не удалась совершенно», но «серьезнее идеи» которой он «никогда ничего в литературе не проводил». В самом деле, тема внутреннего «подполья» Г. Была продолжена в «Записках из подполья» и романах 1860-1870-х гг.

Вплоть до «Братьев Карамазовых» (явление черта Ивану). Прием «двойничества» - один из главных в построении образной системы у зрелого Достоевского, хотя «двойники» уже выступают как самостоятельные персонажи (к примеру, Соня Мар-меладова, Миколка, Свидригайлов, Лужин - материализация разных сторон личности Рас-колъникова в романе «Преступление и наказание»). Двойственность, расколотость многих центральных героев, например Версилова («Подросток»), также возвращает к первому опыту писателя в этом роде. Кроме того, Г. - первый в длинной галерее психопатологических типов Достоевского. Прохарчин («Господин Прохарчин»), Ефимов («Неточка Незванова»), Опискин, человек «подполья», Раскольников, князь Мышкин, Кириллов, Иван Карамазов, Смердяков и др.

Многие из них прямо изображены как душевнобольные. Важно, что уже для Г. Психическое расстройство - следствие его свободного внутреннего выбора (между бытием и небытием), который позже будет осмысляться героями Достоевского в христианских категориях (Бог и дьявол). В «Двойнике» еще нет выраженной религиозной проблематики, так как в 1840-е гг. Писатель, в духе утопического гуманизма, под «бытием» понимал верность человека своей «натуре», которая является частью «благой» природы окружающего мира. Последняя противопоставлялась «дурной» социальности, «злу» цивилизации.Интересно, что в противовес господствовавшему в 1840-е гг. Взгляду на «маленького человека» как функцию среды Г. Показан не столько жертвой ненормально устроенного общества, сколько свободным человеком, лично ответственным за свою судьбу.

Герой волен не принимать системы ценностей, ведущей к гибели «натуры». Сочетание резкой социальной критики с отрицанием фатальной зависимости человека от обстоятельств - одна из главных черт художественного мира Достоевского в целом.В русской литературе образ Г. Непосредственно восходит к Попршцину («Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя), однако «маленький человек» у Гоголя не имеет самостоятельных выходов к «бытию» и потому освобожден от ответственности за потерю человеческого образа. Встречи гоголевского майора Ковалева с собственным носом в разных местах Петербурга («Нос») предваряют столкновения двух Г. Появление двойников, раздвоение сознания героев возникает у таких авторов 1820-1840-х гг., как А.Погорельский (А.А.Перовский), Е.П.Гребенка, В.И.Даль, А.Н.Майков, А.Ф.Вельтман.

Не случайно совпадение имени и отчества Г. (Яков Петрович) и писателя 1840-х гг. Буткова. Не исключено, что в характере Г. Отразились и некоторые автобиографические черты. Мнительность, обидчивость, болезненная застенчивость. В зарубежной литературе мотивы двойничества и связанного с ним безумия встречаются в произведениях хорошо известных Достоевскому Э.Т.А.Гофмана и Э.А.По.Лит. Белинский В.Г. «Петербургский сборник». Взгляд на русскую литературу 1846 года//Белинский В.Г. Поли. Собр. Соч. В 13 т. М., 1953-1959. Т. IX. С. 563-564. Т. X. С. 40-41. Майков В.Н. Нечто о русской литературе в 1846 году//Майков В.Н. Литературная критика. Л., 1985. С. 181-182. Чиж В.Ф. Достоевский как психопатолог. М., 1885. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский.

Л. Academia, 1929. Reber W. Studien zum Motiv des Doppelgongers bei Dostojevskij und E.T.A.Hoflmann. Gieben, 1964. S. 18-34. Родзевич С. К истории русского романтизма (Э.Т.А.Гофман и 30-40-е гг. В нашей литературе)//Русский филологический вестник, 1917. Т. XXVII, № 1-2, отд. 1. С. 222-230. Евнин Ф. Об одной историко-литературной легенде (повесть Достоевского «Двойник»)//Русская литература. 1965, № 3. Виднэс М. Достоевский и Э.А.По//Scandoslavica. 1968. Т. XIV. Р. 21-32. Кирай Д. Структура романа Достоевского «Двойник»//Studia slavica Hungarica, 1970. Т. XVI. С. 259-300. Альтман М.С. Гоголевские традиции в творчестве Достоевского//Slavia. 1961. Т. XXX. Вып. 3.О.А.Богданова.

Значения в других словарях
Глумов

ГЛУМОВ - герой комедии А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868). Г.- единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Г.- значащая фамилия, в которой заключены зерно образа и его характеристика. Глумиться - означает скоморошничать, издеваться, «глум творить». «Маменька, я умен, зол и завистлив»,- говорит Г., приступая к осуществлению своих планов. Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и доста..

Гобсек

ГОБСЕК (фр. Gobseck) - герой романа «Гобсек» (1830), входящего в эпопею «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Ростовщик Г., которого Бальзак называет то человеком-автоматом, то человеком-векселем, окружен ореолом таинственности. Никто не знает, кто он, откуда, есть ли у него родные, друзья, даже богат он или беден. Зато обратившиеся к нему в трудный час люди точно знают, что от него нельзя ждать ни пощады, ни милосердия. Ему безразличны человеческие несчастья так же, как политические страсти..

Горио

ГОРИО (фр. Goriot) - герой романа «Отец Горио» (1835). Литературный прообраз Г.- шекспировский король Лир, а также главный герой пьесы французского драматурга Шарля Гийома Этьенна «Два зятя», которая в свою очередь восходит к латинской пьесе анонимного автора XVIII в., называющейся, по имени главного героя, «Конакса» (в обеих пьесах речь идет о торговце, который выдал замуж обеих дочерей и отдал им и зятьям все свое состояние, но в ответ получил лишь черную неблагодарность). Жан Жоашен Г.- бывши..

Городничий

ГОРОДНИЧИЙ - центральный персонаж комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция - 1841). В перечне действующих лиц. Антон Антонович Сквозник-Дмуханов-ский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно. Довольно сурьезен».В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узе..

Дополнительный поиск Голядкин Голядкин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Голядкин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Голядкин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа