Городничий

196

ГОРОДНИЧИЙ - центральный персонаж комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция - 1841). В перечне действующих лиц. Антон Антонович Сквозник-Дмуханов-ский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно. Довольно сурьезен».В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узел интриги, причем слова в этой реплике, как подметил В.Н.Турбин, тарахтят звуком «р», как колеса брички. «Я пРигласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пРенепРиятное известие. К нам едет Реви-зоР». Тарахтенье нарастает.

«РевизоР. Реви-зоР. РевизоР из ПетеРбуРга...»«Ревизор» - комедия ошибок. Ошибка, зацепившись за ошибку, наматывает целый снежный ком. Добчинский с Бобчинским заглянули в трактир и увидели того, кто показался им ревизором. Г. Приказывает десятским «взять в руки по улице» и вымести город. Затем одевает бумажный футляр вместо шляпы. Потом пишет записку жене на трактирном счете. «Спешу тебя уведомить, душечка, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленых огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек». Далее Г. Сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова.В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.- непонятный и потому страшный.

Две «необыкновенные крысы. Пришли, понюхали - и пошли прочь». Именно Г. Первым пускает волну страха, который охватывает город. Вначале он бодрится. «Страху-то нет, а так, немножко». Потом восклицает в «страхе». «Что вы, господь с вами. Это не он». Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. «в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза». Затем Г. Слушает Хлестакова, «вытянувшись и дрожа всем телом».Комизм усугубляется еще одним обстоятельством. По давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т.д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в «Ревизоре» - комедии с пирамидальным построением состава участников. В этом свете Г. Являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола.

«Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет»,- проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе «чертовской концепсии» Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий. Он рассуждает о грехах («Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»). Дает оценку человеческим деяниям («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»). Следит за соблюдением иерархии своих «ангелов» (Квартальному. «Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку. Смотри. Не по чину берешь!»). Воспитывает свое воинство («Узлом бы вас всех завязал. В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку. В шапку туды ему!»). Добавим реплику Г. «Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!»Между делом Бог комедии - Г.

Произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками. «Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше). «Не нашли другого места упасть!» (растянувшемуся Бобчинскому). «Над собою смеетесь!» Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. Впервые была поставлена комедия, «как-то потерялись» (по свидетельству А.Панаевой, дочери актера этого театра Я.Брянского). «Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли».Комедию «развязывает» (как и «завязывает») именно вопрос и ответ Г. «Чему смеетесь. - Над собою смеетесь!..» Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчин-ского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора - потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе «Ревизора».

Первыми исполнителями роли Г. Были И.И.Сосницкий (Александрийский театр) и М.С.Щепкин (Малый театр). По словам П.Ковалевского, М.С.Щепкин, играя Г., «умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли. Так, слова. «Не погубите, жена, дети...», - произносились им «со слезами и самым несчастным выражением в лице. И этот плут на минуту делается жалок»«. В XIX в. Эту роль играли П.М.Садовский, И.В.Самарин, К.Н.Рыбаков, А.П.Ленский, В.Н.Давыдов, К.А.Варламов. В XX в. - И.М.Москвин (1921), Ю.В.Толубеев (1952), И.В.Ильинский (1952), К.Ю.Лавров (1969), А.ДЛапанов (1972).Лит. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М, 1978. Золо-тусский И.П. Гоголь. М., 1979. Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983. Гоголь и современность. Сборник статей. М., 1985. Павлинов С.А.

Тайнопись Гоголя. М., 1996.А.Н.Щуплов.

Значения в других словарях
Голядкин

ГОЛЯДКИН - герой «петербургской поэмы» Ф.М.Достоевского «Двойник» (1846), титулярный советник средних лет, неказистой наружности, служащий в одном из петербургских ведомств. Душевное одиночество, полная зависимость от вышестоящих, страх перед жизнью - такова психологическая атмосфера бюрократического Петербурга, от которой страдает «маленький человек» раннего Достоевского. Если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Г. Теряет во..

Горио

ГОРИО (фр. Goriot) - герой романа «Отец Горио» (1835). Литературный прообраз Г.- шекспировский король Лир, а также главный герой пьесы французского драматурга Шарля Гийома Этьенна «Два зятя», которая в свою очередь восходит к латинской пьесе анонимного автора XVIII в., называющейся, по имени главного героя, «Конакса» (в обеих пьесах речь идет о торговце, который выдал замуж обеих дочерей и отдал им и зятьям все свое состояние, но в ответ получил лишь черную неблагодарность). Жан Жоашен Г.- бывши..

Гофолия

ГОФОЛИЯ (фр. Athalie) - героиня трагедии Ж.Расина «Гофолия» (1691). Источником для религиозно-политического сюжета трагедии послужила IV Книга Царств Ветхого завета. Основу ее конфликта составляет борьба за власть представителей рода Ахава, к которому принадлежит сама Г., и наследников рода Давида. В кровавой предыстории этой борьбы есть цепь преступлений, порождающих одно другое. Предки и родственники Г., известные непочитанием пророков и отступничеством от веры в единого Бога, были уничтожены,..

Грандисон

ГРАНДИСОН (аягл. Grandison) - герой романа С.Ричардсона «История сэра Чарлза Грандисона» (1754). Г.- добродетельный английский джентльмен, соперничающий в добродетели со своей невестой Гарриэт Байрон. «Грандисон» наравне с «Клариссой» того же автора входил в круг чтения Татьяны Лариной («Евгений Онегин»). По отзыву А.С.Пушкина, Грандисон «нам наводит сон». Критика обвиняла Г. В том, что он вообще лишен страстей. Это и послужило причиной неудачи образа и привело к неуспеху романа.Однако один перс..

Дополнительный поиск Городничий Городничий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Городничий" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Городничий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 10 символа