Гофолия

194

ГОФОЛИЯ (фр. Athalie) - героиня трагедии Ж.Расина «Гофолия» (1691). Источником для религиозно-политического сюжета трагедии послужила IV Книга Царств Ветхого завета. Основу ее конфликта составляет борьба за власть представителей рода Ахава, к которому принадлежит сама Г., и наследников рода Давида. В кровавой предыстории этой борьбы есть цепь преступлений, порождающих одно другое. Предки и родственники Г., известные непочитанием пророков и отступничеством от веры в единого Бога, были уничтожены, за что она, в свою очередь, предает смерти своих многочисленных внуков, уничтожая царский род Давида. Один из младенцев, Иоас, был спасен падчерицей Г. И тайно воспитан под другим именем в храме ее мужа - первосвященника Иодая.

Все действие пьесы строится на противостоянии двух основных фигур. Г. - жестокой царицы, узурпировавшей власть, язычницы, поклоняющейся Ваалу, и Иодая - первосвященника, символизирующего веру в единого Бога, нетерпимого к иноверцам и сторонникам законного наследника на троне. Полярность религиозно-политических воззрений подкрепляется полярностью характеров и натур. Иодай - человек властный, расчетливый, умеющий повелевать умами и сердцами людей, абсолютно уверенный в непогрешимости своих конечных устремлений. Он - мастер «многофигурного» династического заговора, для него Иоас только козырная карта в игре, которую он разыгрывает в лучших традициях государственных переворотов. Он умеет вовремя молчать и вовремя вдохновенно ораторствовать, он знает людей как духовник и умеет играть на их чувствах.

Поразить воображение и подогреть страсти. По выражению Э.Фаге, «он вовлекает людей в свои планы с искусством дипломата, поддержанным авторитетом пророка». Он тайно воспитал в своем храме Иоаса, вооружил своих сторонников и склонил на свою сторону военачальника царицы, завлек ее ложным ходом в храм, чтобы убить ее и возвести на престол законного наследника. Иодай - центральная фигура трагедии. Он присутствует на сцене во всех пяти действиях, в то время как Г. Появляется лишь в трех сценах трех действий. Нервная, мятущаяся, с неустойчивой психикой, ищущая покоя и уверенности в других, не имея таковых в себе, бесконечно утомленная годами власти, которая требует постоянного напряжения, борьбы и насилия, суеверная и подозрительная, бросающаяся из крайности в крайность в своих политических решениях, она однозначно обречена на поражение в борьбе с таким противником, как Иодай.

Она видит вещий сон о виновнике своей скорой гибели - Иоасе, но не дает приказа его убить и в конечном счете приходит в расставленную Иодаем ловушку навстречу своей смерти. Но именно она - трагическая героиня Расина, своеобразная предшественница Бориса Годунова. Г. Установила мир с соседями, ее государство защищено от врагов. Открытая тирания в отличие от скрытого заговора Иодая не является для нее самоцелью - «за кровь отцов я кровь потомков пролила» - она лишь платит ударом за удар, злодейством за злодейство. Но мир в душе, в котором она так нуждается, оказывается для нее недостижим, и первый же миг слабости - не принятое вовремя жесткое решение - становится для нее роковым, лишает власти и жизни. Перед смертью она бросает пророческие слова о том, что по прошествии времени в нынешнем отроке Иоасе проснется преступная кровь Ахава и история борьбы за власть будет продолжена.

Дальнейший ход событий подтверждает ее слова. Через 20 лет Иоас так же узурпирует власть и убьет своего сводного брата Захарию в храме. Поэтому религиозно-политические заговоры и их талантливые исполнители отступают на второй план для Расина. На первый выходит Г. Как правитель, монарх, который становится тираном, узурпатором, убийцей, сохраняя свою власть. Соотносимы ли вообще мораль и высокие нравственные ценности с идеей власти или она автоматически отменяет эти нормы, предопределяя таким образом этический кодекс людей, берущих эту власть в руки. Способен ли вообще человек, слабый и несовершенный по своей природе, не поддаться искушению и не впасть в «мерзость», взойдя на трон. Эти янсенистски ориентированные вопросы о природе власти - основные для Расина - возникают в связи с судьбой Г.

И делают ее истинной героиней трагедии. Наиболее известные исполнительницы роли Г. Во Франции - А.Лекуврер, Дюмениль, Клерон, Рашель. В России - Е.С.Семенова.Лит. Батюшков Ф.Д. Женские типы в трагедиях Расина. СПб., 1896. Butler Ph. Classicisme et baroque dans 1'oeuvre de Racine. Paris, 1959. Goldmann L. Structure de la tragedie racinienne. Dans. Le theatre tragique. Paris, 1962.И.Н.Губанова.

Значения в других словарях
Горио

ГОРИО (фр. Goriot) - герой романа «Отец Горио» (1835). Литературный прообраз Г.- шекспировский король Лир, а также главный герой пьесы французского драматурга Шарля Гийома Этьенна «Два зятя», которая в свою очередь восходит к латинской пьесе анонимного автора XVIII в., называющейся, по имени главного героя, «Конакса» (в обеих пьесах речь идет о торговце, который выдал замуж обеих дочерей и отдал им и зятьям все свое состояние, но в ответ получил лишь черную неблагодарность). Жан Жоашен Г.- бывши..

Городничий

ГОРОДНИЧИЙ - центральный персонаж комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция - 1841). В перечне действующих лиц. Антон Антонович Сквозник-Дмуханов-ский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно. Довольно сурьезен».В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего. С его реплики, первой в пьесе, завязывается узе..

Грандисон

ГРАНДИСОН (аягл. Grandison) - герой романа С.Ричардсона «История сэра Чарлза Грандисона» (1754). Г.- добродетельный английский джентльмен, соперничающий в добродетели со своей невестой Гарриэт Байрон. «Грандисон» наравне с «Клариссой» того же автора входил в круг чтения Татьяны Лариной («Евгений Онегин»). По отзыву А.С.Пушкина, Грандисон «нам наводит сон». Критика обвиняла Г. В том, что он вообще лишен страстей. Это и послужило причиной неудачи образа и привело к неуспеху романа.Однако один перс..

Грегор Замза

ГРЕГОР ЗАМЗА (нем. Gregor Samsa. Чешек, sam - сам, один) - герой рассказа Ф.Кафки «Превращение» (1915). Однажды утром, проснувшись после беспокойного сна, Г.З. Обнаруживает, что он превратился в страшное насекомое. Раньше он был коммивояжером, своим заработком старался помочь родителям, увязшим в долгах, и сестре. Вечно он торопился с поезда на поезд в погоне за выгодными заказами. Однако шеф подозревал его в недостаточной добросовестности, поскольку имел твердое убеждение, что все люди ленивы. ..

Дополнительный поиск Гофолия Гофолия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гофолия" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гофолия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа