Дмитрий Донской
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ1.герой литературных памятников Древней Руси. Д.Д.- реальное историческое лицо (годы жизни. 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г.- великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья - Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г., между Доном и Непрядвой.Образ Д.Д. Нашел свое отражение в памятниках московской литературы XIV-XV вв. (произведения Куликовского цикла). Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский).Прославляется Д.Д.
И в «Задонщине» (конец XIV - начало XV в.), которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г. Рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д.Д. И потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы». Эта же мысль звучит и в словах самого Д.Д. «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго. Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю!»Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю», содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла - «Сказании о Мамаевом побоище» (сер.
XV в.). Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках. Поездка Д.Д. К Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д.Д. С Боброком Волынцем, переодевание Д.Д. И Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось в XVIII - XIX вв., использовалось писателями нового времени.Особое торжественно-риторическое прославление Д.Д. Было создано после кончины великого князя - «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского». Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д.Д., плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю.
Своими добродетелями Д.Д. Уподобляется библейским пророкам.Лит. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков. Л., 1987.А.А.Пауткин.
Дополнительный поиск Дмитрий Донской
На нашем сайте Вы найдете значение "Дмитрий Донской" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дмитрий Донской, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 15 символа