Жак Тюверлен

193

ЖАК ТЮВЕРЛЕН (нем. Jacques Tuverlin) - герой романа Л.Фейхтвангера «Успех» (1929), части трилогии «Зал ожидания», в которую вошли также романы «Семья Опперман» и «Изгнание». Свой роман «Успех» автор считал «исторической хроникой» Германии между двумя войнами. Под вымышленными именами в романе можно узнать и Гитлера, и Людендорфа, и тех, кто привел их к власти. Символично название трилогии. Все люди мира предстают в ней пассажирами-заложниками в зале ожидания, терпеливо поджидающими поезд-судьбу.Ж.Т.- писатель-философ, выразитель модных в 20-е годы социальных теорий. Он - скептик, считающий политическую борьбу бессмысленной в условиях общества, построенного на частном интересе, на вере в свой единоличный успех.

По мнению Ж.Т., приход фашизма неизбежен, ибо он несет высвобождение присущих человеку звериных инстинктов. Процессы, происходящие в обществе, Ж.Т. Рассматривает как борьбу молодой и незрелой Европы с древней цивилизацией Азии. Ж.Т. Оказывается вовлеченным в процесс искусствоведа Крюгера. Сначала он относится к делу без интереса, его больше занимает яркая и волевая Иоганна Крейн, защищающая Крюгера. Само дело Крюгера, которого обвиняют власти Баварии, представляется Ж.Т. Лишь одним из проявлений звериного времени. Сам Ж.Т, как и Фейхтвангер, - приверженец творчества Аристофана. В желчном и язвительном аристо-фановском стиле Ж.Т. Сочиняет пьесу-шутку, остроумно и точно обличающую окружающий мир. Главный герой пьесы - исконный персонаж немецкого народного театра марионеток Касперль.

Предприимчивые дельцы превращают пьесу Ж.Т. В коммерческое ревю с канканом и стриптизом. Надежды Ж.Т. Рушатся. Он понимает, что творчество этот мир воспринимает будто в кривом зеркале.Интересны взаимоотношения Ж.Т. С инженером Каспаром Преклем, коммунистом, служащим автомобильного завода. Прекль - типичный выразитель вульгарного, ортодоксального коммунизма. Его отношение к делу Крюгера не человеческое, а политически-утилитарное, он стремится использовать процесс в своих, партийных, целях. Так же он относится и к писателю Ж.Т, навязывая ему и его творчеству идеологический базис. Глава «Роль писателя» посвящена спору Ж.Т. И Прекля о задачах писательского труда. По мнению Прекля, литература существует лишь для того, чтобы обслуживать активность революционных масс и описывать классовую борьбу.

Прекль - истерик, он не умеет говорить, может только выкрикивать. Ж.Т, напротив, говорит «осторожно». Он предлагает собеседнику подумать над тем, что существует много точек зрения на историю и мировой процесс. Смешение культур и наций гораздо более интересно Ж.Т, чем экономические теории Прекля. Ж.Т. Так и не удается завершить свою речь достойно, потому что Прекль уже не владеет собой. Автор показывает два наиболее характерных для того времени типа идеологически одержимых маньяков. Фашистов и коммунистов. Ни те, ни другие не умеют разговаривать, они умеют только подавлять. Однако у Прекля тоже есть своя правда. «Он не может углубляться в созерцание китайского фарфора, когда кругом трещат пулеметы». И это сильнейший упрек Ж.Т, писателю-эстету, предпочитающему свои изысканные этнологические взгляды крушению мира.

Ж.Т. Хочет возразить Преклю, но вдруг замечает на лице инженера выражение ненависти. Ненависть - именно то, что приводит мир к катастрофе. Неумение слушать и понимать. «Успех» - это успех каждого перед каждым, это монолог, а не диалог. И если голос достаточно громкий, чтобы перекричать собеседника, и сил достаточно, то человек становится победителем, носителем успеха. Не случайно Фейхтвангер вводит в повествование образ теннисистки де Лукка, покончившей с собой, когда удача на корте ей, чемпионке, изменила. Проигравший не нужен этому миру.Впрочем, Прекль не так прост, и его утверждение, что буддизм имеет нечто общее с марксизмом, весьма проницательно. Другая правда Прекля - это его собственная жизнь, его душевные метания, его семья и его речи, построенные, как баллады Шекспира.

Домой ему вернуться не с чем. И это беспокоит его куда больше, чем спор с Ж.Т. Человек всегда имеет две реальности и два статуса. Ж.Т., напротив, ощущает себя счастливым. Он - свободный человек, влюбленный в Иоганну Крейн, которая в сером меховом жакете перелистывает наскучившие ей иллюстрированные издания и пьет горячий шоколад. Такова любовь Ж.Т.- неистовая в своей принципиальности и стремлении к справедливости женщина, модно одетая и посещающая дорогие кафе. И тогда наступает второй этап спора Ж.Т. Он все еще любит идиота Прекля, понимает его и ругает его. А Иоганна, посещающая принцев и министров, окрыленная своим успехом в деле Крюге-ра, жаждет всего лишь отдать себя Ж.Т. И снова не получается диалога между этими людьми.

Ж.Т., писателем, восприимчивым и чувственным, проникшимся к Преклю истинным участием, и честолюбивой женщиной, заводящей дружественные связи на высоком уровне и гордящейся своим успехом. Так, Ж.Т. Остается один, как истинный писатель. А Крюгер погибает, ибо историю не остановить.М.Ю.Сорвина.

Значения в других словарях
Жадов

ЖАДОВ - герой комедии А.Н.Островского «Доходное место» (1856). Молодой человек, недавний выпускник университета, Ж. Является к дядюшке, высокопоставленному чиновнику, пылким обличителем чиновничьих нравов. Нетерпимость Ж., его резкость и иепочтитель-ность возмущают дядюшку, поэтому он отказывает Ж. В «ваканции» и в родственной поддержке. Ж. Пылко влюблен в недалекую, но чистую сердцем Полиньку. Без средств, без состояния, с одними надеждами на будущее, Ж. Все-таки сватается к ней и получает согл..

Жак

ТИБО. ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault. Oscar, Antoine, Jacques) - герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га-pa «Семья Тибо», написанного в жанре семейной хроники. (Шесть частей. «Серая тетрадь», «Исправительная колония», «Солнечная пора», «День врача», «Сестренка», «Смерть отца» публиковались с 1922 по 1929. Последняя часть, превратившаяся в политический роман, дающий широкую панораму французской действительности начала XX века - «Лето 1914»- 1936. «Эпилог» появился в 1940.) Роман ..

Жак-фаталист

ЖАК-ФАТАЛИСТ (фр. Jacques le fataliste) - герой романа Д.Дидро «Жак-фаталист» (1773-1774), написанного во время пребывания автора в России и Голландии. Сопровождая верхом своего хозяина, слуга Ж. Ведет беседу обо всем понемногу - о ранах, о свободе, детерминизме, галантных похождениях и т.д. Этот резонер, блещущий остроумием и парадоксами, имеет за собой много литературных прототипов. Это и персонажи Рабле, и Санчо Панса Сервантеса, и капрал Трим из романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди,..

Жан Вальжан

ЖАН ВАЛЬЖАН (фр. Jean Valejean) - герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие. Он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Кроме Морена исследователи также назыв..

Дополнительный поиск Жак Тюверлен Жак Тюверлен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жак Тюверлен" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жак Тюверлен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 12 символа