Жан-кристоф

206

ЖАН-КРИСТОФ (фр. Jean-Christophe) - герой десятитомного романа-эпопеи Р.Роллана «Жан-Кристоф» (1904-1912). Своеобразным прототипом героя послужил великий композитор Л. Ван Бетховен (1770-1827). Это отчетливо проявляется в начале романа. Ж.-К. - полуне-мец-полуфламандец, у него широкое лицо с грубоватыми крупными чертами и грива густых непокорных волос, он родился в небольшом немецком городке. В дальнейшем фактографическое сходство кончается. Ж.-К. Живет почти век спустя, и судьба у него иная. Но вымышленного и реального композиторов по-прежнему роднит творческая мощь и бунтарский дух,- Ж.К. Достоин своей фамилии Крафт, что в переводе с немецкого означает «сила». Первые четыре книги («Заря», «Утро», «Юность», «Бунт») последовательно описывают детство и юность Ж.-К.

В одном из захудалых княжеств пиренейской Германии. Сын придворного музыканта, Ж.-К. В раннем возрасте обнаруживает необычайное музыкальное дарование. Пьяница отец, желая извлечь выгоду из таланта сына, стремится сделать его вундеркиндом. Он, жестоко избивая, дрессирует малыша, добиваясь от него виртуозной игры на скрипке. Дед Ж.-К., тоже музыкант, записывает импровизации мальчика, проча ему великое будущее. В шесть лет Ж.-К. Становится придворным музыкантом герцога. Его музыкальные опусы, адресованные герцогу, сопровождаются раболепными посвящениями, написанными отцом. Дядя по матери, коробейник Гот-фрид, открывает Ж.-К. Обаяние народной песни и простую истину. Музыка должна иметь смысл, должна быть «скромной и правдивой, выражать подлинные, а не поддельные чувства».

В одиннадцать лет Ж.-К.- первая скрипка придворного оркестра, а в четыр-надцать - он один содержит всю семью. Его отец, выгнанный за пьянство, утонул. Ж.-К. Зарабатывает деньги уроками в богатых домах, терпя насмешки и унижение. Уроки, репетиции, концерты в герцогском замке, сочинение кантат и маршей к официальным празднествам, неудачная любовь к мещаночке Минне,- Ж.-К. Одинок, он задыхается в атмосфере пошлости, угодливости, раболепства, и только тогда, когда он оказывается наедине с природой, в душе его зарождаются небывалые мелодии. Ж.-К. Мечтает о Франции, она видится ему средоточием культуры. Роман «Ярмарка на площади» посвящен жизни Ж.-К. В Париже. Это самый страстный и гневный роман всей серии, памфлет против разлагающегося искусства XIX в.

На парижской ярмарке продается все. Убеждения, совесть, талант. Как по кругам Дантова ада Роллан проводит своего героя по слоям парижского культурного общества. Литература, театр, поэзия, музыка, пресса, и Ж.-К. Все отчетливее ощущает «сначала вкрадчивый, а потом упорный удушливый запах смерти». Ж.-К. Объявляет непримиримую борьбу ярмарке, он пишет оперу «Давид». Но новоявленный Давид не победил Голиафа, опера не увидела сцены. Герою закрыл все двери влиятельный писатель, «салонный анархист» Леви-Кер, с которым Ж.-К. Неосторожно вступил в битву. Ж.-К. Терпит голод, нищету, заболевает, и тут ему открывается рабочий Париж, его выхаживает девушка из народа, служанка Сидони. А вскоре мятежный Ж.-К. Обретает и друга - поэта Оливье Жанена.

Роллан подчеркивает контраст внешности и характеров друзей. Огромный, сильный, уверенный в себе, вечно рвущийся в бой Ж.-К. И небольшого роста, сутулый, тщедушный, робкий, боящийся конфликтов и резкостей Оливье. Но оба они чисты сердцем и щедры душой, оба бескорыстно преданы искусству. Друзья ставят себе целью отыскивать и сплачивать хороших и честных людей. В романах «В доме» и «Подруги» Роллан показывает эти поиски. (Тут заметно влияние Л.Н.Толстого и его идеи все примиряющей любви.) Не примыкая ни к какой партии, друзья сближаются с рабочими, с социал-демократическим движением. Героика борьбы пьянит Ж.-К., и он сочиняет революционную песню, которую на следующий же день распевает рабочий Париж. Бурный роман Ж.-К.

С Анной Браун («Неопалимая купина») тоже сродни борьбе, Ж.-К. Пока еще далек от умиротворяющей любви. Погруженный в кипение страстей, Ж.-К. Увлекает за собой Оливье на первомайскую демонстрацию, которая перерастает в вооруженную стычку с полицией. Ж.-К. На баррикаде, он распевает революционные песни, он стреляет и убивает полицейского. Друзья прячут Ж.-К. От ареста и переправляют за границу. Там он узнает, что Оливье умер от ран. Ж.-К. Живет в горах Швейцарии, он вновь одинок, раздавлен, разбит. Мало-помалу возвращается к нему душевное здоровье и возможность творить. А спустя какое-то время он обретает и новую дружбу-любовь, повстречав свою бывшую ученицу итальянку Грацию. В заключительной части романа Роллан приводит своего героя-бунтаря к вере, к возможности разрешить социальные конфликты мирным путем, к идее внесоциального всемирного братства интеллигенции - интернационалу Духа («Грядущий день»).

Смерть Ж.-К. Роллан изображает символической картиной. Герой, переходя бурный поток, выносит на своих плечах младенца - Грядущий день.После века сочувствия «маленькому человеку» с его немощами и слабостями Роллан в Ж.-К. Воплотил мечту о «большом человеке». Ж.-К.- олицетворенная мощь, но не сверхчеловеческая ницшеанская, а созидательная творческая мощь гения. Он бескорыстно отдает себя искусству, а через это служение - всему человечеству. Роман «Жан-Кристоф» - роман идей, в нем мало примет быта, мало событий, основное внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, на его духовной эволюции.Лит. Р.Роллан. Био-библиографический указатель. М, 1959. Балахонов В.Е. Р.Роллан и его время(«Жан-Кристоф»). Л., 1968. Мотылева Т.

Р.Роллан. 153 М., 1969.М.Ю.Кожевникова.

Значения в других словарях
Жак-фаталист

ЖАК-ФАТАЛИСТ (фр. Jacques le fataliste) - герой романа Д.Дидро «Жак-фаталист» (1773-1774), написанного во время пребывания автора в России и Голландии. Сопровождая верхом своего хозяина, слуга Ж. Ведет беседу обо всем понемногу - о ранах, о свободе, детерминизме, галантных похождениях и т.д. Этот резонер, блещущий остроумием и парадоксами, имеет за собой много литературных прототипов. Это и персонажи Рабле, и Санчо Панса Сервантеса, и капрал Трим из романа Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди,..

Жан Вальжан

ЖАН ВАЛЬЖАН (фр. Jean Valejean) - герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом - рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие. Он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Кроме Морена исследователи также назыв..

Живаго

ЖИВАГО - герой романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» (1946-1956). О прототипе Ж. Сам Пастернак в 1947 г. Сообщал следующее. «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрет в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, - 1903-1945 гг. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером». О.Ивинская свидетель..

Жиль Блаз

ЖИЛЬ БЛАЗ (французское прочтение испанского имени Хиль Блас, фр. Gil Bias de Santillane) - герой романа А.-Р.Лесажа «История Жиль Блаза из Сантильяны» (1715-1747), воспроизведение во французской литературе свойственного испанскому плутовскому роману типа пройдохи, бродяги, которого судьба забрасывает во все социальные группы. От низов до самых верхов. Вольтер называл Ж.Б. «посредственной копией Маркоса де Обре-гон», героя одноименного испанского плутовского романа.Когда Ж.Б. В 17 лет покидает ро..

Дополнительный поиск Жан-кристоф Жан-кристоф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Жан-кристоф" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жан-кристоф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 11 символа