Катерина
КАТЕРИНА - героиня драмы А.Н.Островского «Гроза» (1859). Пьеса Островского имеет все основания именоваться «русской трагедией». Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве «рока» выступают «роковая» страсть героини, ведущая к «погибели», образ «грозы», пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф «о трагической вине, заложенной в красоте» (П.А.Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и комментаторы важнейших событий, как бы образуют хор. Протагонисткой трагедии является К. В ней более всего выражено начало драмы с ее предчувствием беды и неотвратимости возмездия, с ее сознанием трагической вины («греха»).В литературе о «Грозе» сложились три толкования образа К.
Первое, «добролюбовское», рассматривает К. Как вольнолюбивую натуру, страдающую под гнетом «темного царства» и ценой жизни бросающую вызов его косности и жестокости. В толковании, предложенном А.А.Григорьевым, «темное царство» рассматривается как категория душевной жизни, подверженной борьбе страстей. Образ К. Рассматривается как «органическое» выражение народной души. «Символическая» версия под «темным царством» понимает власть демонических сил, видя в К. Вестницу иного, идеального мира, скорбно отрешенную от жизни. При любом истолковании остается несомненной в образе К. Ее народность.Тайна К. Открылась в пьесе единственному человеку, Борису, увидевшему ее в церкви и пораженному тем, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
В этом внутреннем свете души К. - ее «неотмирность», ее целостное «средневековое» мироощущение. Жизнь пред Богом, в ощущении Его близости. Этим живым переживанием наполнен рассказ о детстве К. («Отчего люди не летают») и страх грозы, налетевшей как раз в тот момент, когда она признавалась Варваре в своих греховных помыслах.К. Отнюдь не экзальтированная, мистически настроенная натура. Она земная страстная женщина, неожиданно для себя охваченная чувством любви. Замужняя женщина, К. Полюбила всем своим существом, и всем своим существом она сознает греховность своего чувства. Борьба К. С собой определяет перипетии пьесы. Она ищет спасения в молитве и «не отмолится никак». Она стремится подавить в себе «незаконную» тягу к Борису, хочет «мужа любить» - и не может.
Она ищет в муже поддержки - и не находит. В сцене отъезда Тихона она пытается «заклясть» судьбу («Умереть мне без покаяния, если я...»), но Тихон останавливает ее («Что ты. Какой грех-то. Я и слушать не хочу!»). Последующий монолог К. Раскрывает ее внутреннюю борьбу с соблазном и победу страсти. «Мне хоть умереть, да увидеть его».Сцена свидания с Борисом наполнена атмосферой греховной и сладкой любви. Здесь во всей полноте проявляется отважная, решительная натура К., отбросившей все сомнения и смело идущей навстречу самому страшному - небесному наказанию. «Геенна огненная», о которой вещала сумасшедшая барыня, такая же реальность для К., как и гроза - вестник гнева Божия. Понятно, что перед этой абсолютностью «небесного» меркнут все условности «мирского».
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда».Прилюдное признание в содеянном - во время грозы, перед фреской с изображением страшного суда - доказывает правоту и прямоту слов К. Она призналась, но, как показывают события пьесы, не покаялась в содеянном. К. Не может осудить свой грех, не может отречься от своей любви. «Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил»,- говорит она в монологе, полном предсмертной тоски. Благодатное, полное счастье переживание красоты Божьего мира - в начале трагедии и «Свет Божий не мил» - в финале - такова эволюция К. В пьесе. Трагическая коллизия между неодолимыми требованиями жизни, натуры и максимализмом христианского народного миропонимания приводит героиню к потере благодати, к утрате желания жить.Расставаясь навсегда с Борисом, она просит его не пропустить по дороге ни одного нищего, каждому подать, «чтоб молились за мою грешную душу».
Мысль о смерти овладевает К. И перебивается другой - мыслью о неиску-пимости греха самоубийства. «Молиться не будут. Кто любит, тот будет молиться...»Смерть К. Вызвана категорической невозможностью примирить «земное» и «небесное», крушением ее целостного, глубоко народного, религиозного в основе миросозерцания.Первая исполнительница роли К.- Л.П.Ни-кулина-Косицкая (1859). Среди других исполнительниц - Г.Н.Федотова (1863), М.Н.Ермолова (1873), П.А.Стрепетова (1873), Е.Н.Рощина-Инсарова (1916), А.Г Коонен (1924).Лит. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве//А.Н.Островский в русской критике. М, 1948. Ревякиы А.И. «Гроза» А.Н.Островского. М. Л., 1955. Вишневская И.Л. Великая пьеса//Театр. 1988. №6. Вайль П., Генис А. Мещанская трагедия//Звезда.
1992. №7.Н.А.Шалимова.
Дополнительный поиск Катерина
На нашем сайте Вы найдете значение "Катерина" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Катерина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа