Кириллов

225

КИРИЛЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. Отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота. «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. В «Бесах». Стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи - все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман). На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики.

Искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал. «Это. Один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим».Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. Познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления («...Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, К., ядом. Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», - упрекнет Шатов Ставрогина). Несколько лет, проведенных К. За границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его, человека с нежным сердцем и детским смехом, в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей».

(Зная, что К. Не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему. «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, К. Пытается освоить мысль до конца. «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие. Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия - это убить себя самому. Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия. Я хочу высший пункт и себя убью». Согласно логике К., сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость. И тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать». «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие.

Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически. Я три года искал атрибут божества моего и нашел. Атрибут божества моего - Своеволие. Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. Предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, - и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К.

Должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. Зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа. «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие. А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль». КБ.Мочульский отмечал трагическое раздвоение сознания К. С одной стороны, демоническая мечта о человекобоге, с другой - отчаяние и смертная тоска верующего сердца, бессильного победить неверие разума.

««Человекобожество» К. - гениальнейшее создание Достоевского - философа и художника». М.И.Туган-Барановский, комментируя высказывание К. «меня всю жизнь Бог мучил», утверждал. «Мы имеем перед собой человека огромной душевной силы и с неутолимой жаждой абсолюта». С.Н.Булгаков писал в связи с самоубийством К., носящим характер религиозного эксперимента. «К. Пьян почувствованной свободой и сознанной мощью своей, но он и раб ее, ибо не знает и не ощущает ее действительных границ и подлинной природы, раб, ибо утратил смирение, действительный «атрибут» Бога-Любви, раб потому, что видит мощь в вандализме, самоистреблении. Украсть жизнь у Бога, объявив ее своей собственностью, между тем как она нам лишь вверена, это есть дело самозванца.

Таков остов религиозной драмы К., подобной которой нет в мировой литературе». В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. Подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма. По Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого - акция, присущая сильному человеку, а самоубийство - слабому (см. Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).Лит. См. К статьям «СТАВРОГИН», «ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ».Л.И.Сараскина.

Значения в других словарях
Кетхен

КЕТХЕН (Katchen) - героиня пьесы Г.фон Клейста «Кетхен из Гейльброна, или Испытание огнем» (1807-1808. Авторский подзаголовок «Большое историческое представление из рыцарских времен»). Образ К. И частично сюжет Клейст заимствовал из старой английской баллады «Граф Вальтер», в Германии известной в обработке Бюргера. К. - дочь мастера-оружейника Теобальда, юная девушка, которой еще нет шестнадцати лет. Под впечатлением чудесного видения она без памяти, до безумия влюбилась в рыцаря графа фон Штрал..

Ким

КИМ (англ. Kim) - герой романа Р.Киплинга «Ким» (1901), сын солдата-ирландца из полка, расквартированного в Индии. Оставшись сиротой, К. Становится уличным мальчишкой, перенимает язык и обычаи восточного базара. Перелом в судьбе К. Происходит с появлением в городе тибетского ламы, ищущего «реку стрелы», в которую, согласно преданию, упала стрела, выпущенная Буддой. Омовение в этой реке очищает человека от всех грехов. К. Становится «чалой» (учеником) этого святого человека, выходит с ним на «вел..

Кирсанов

КИРСАНОВ и ЛОПУХОВ - герои произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» (1863). Разночинцы по происхождению, они учатся в Петербургской Медико-хирургической академии, вместе живут и работают. За два месяца до окончания академии Л. Женится на Вере Павловне, семейную жизнь с которой устраивает на принципах взаимоуважения и суверенитета сторон. К., полюбив жену друга, в течение трех лет борется со своим чувством. Ответное чувство Веры Павловны вынуждает Л. «сойти со сцены..

Клавдий

КЛАВДИЙ (англ. C16wdius) - центральный персонаж трагедии У.Шекспира «Гамлет» (1602). В основе пьесы - средневековая скандинавская сага о принце Амлете, описанная в латинской хронике XII в. Саксоном-Граммати-ком. Фабула саги напоминала библейскую легенду о Каине и Авеле. Датский король Рорик сделал наместниками Ютландии братьев Гор-вендилла и Фенгона. Горвендилл вскоре отличился военной доблестью и умением вести хозяйство. За это Рорик отдал ему в жены свою дочь Геруту, которая родила Горвендиллу..

Дополнительный поиск Кириллов Кириллов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кириллов" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кириллов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа