Кириллов
КИРИЛЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. Отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота. «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. В «Бесах». Стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи - все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман). На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики.
Искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал. «Это. Один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим».Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. Познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления («...Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, К., ядом. Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», - упрекнет Шатов Ставрогина). Несколько лет, проведенных К. За границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его, человека с нежным сердцем и детским смехом, в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей».
(Зная, что К. Не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему. «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, К. Пытается освоить мысль до конца. «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие. Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия - это убить себя самому. Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия. Я хочу высший пункт и себя убью». Согласно логике К., сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость. И тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать». «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие.
Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически. Я три года искал атрибут божества моего и нашел. Атрибут божества моего - Своеволие. Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. Предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, - и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К.
Должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. Зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа. «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие. А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль». КБ.Мочульский отмечал трагическое раздвоение сознания К. С одной стороны, демоническая мечта о человекобоге, с другой - отчаяние и смертная тоска верующего сердца, бессильного победить неверие разума.
««Человекобожество» К. - гениальнейшее создание Достоевского - философа и художника». М.И.Туган-Барановский, комментируя высказывание К. «меня всю жизнь Бог мучил», утверждал. «Мы имеем перед собой человека огромной душевной силы и с неутолимой жаждой абсолюта». С.Н.Булгаков писал в связи с самоубийством К., носящим характер религиозного эксперимента. «К. Пьян почувствованной свободой и сознанной мощью своей, но он и раб ее, ибо не знает и не ощущает ее действительных границ и подлинной природы, раб, ибо утратил смирение, действительный «атрибут» Бога-Любви, раб потому, что видит мощь в вандализме, самоистреблении. Украсть жизнь у Бога, объявив ее своей собственностью, между тем как она нам лишь вверена, это есть дело самозванца.
Таков остов религиозной драмы К., подобной которой нет в мировой литературе». В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. Подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма. По Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого - акция, присущая сильному человеку, а самоубийство - слабому (см. Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982. В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).Лит. См. К статьям «СТАВРОГИН», «ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ».Л.И.Сараскина.
Дополнительный поиск Кириллов
На нашем сайте Вы найдете значение "Кириллов" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кириллов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа