Кречинский

308

КРЕЧИНСКИЙ - герой комедии А.В.Сухо-во-Кобылина «Свадьба Кречинского» (18S4). Образ К. Есть своеобразная рефлексия русской литературы 50-х г. XIX в. На романтизм, расчет с романтическим мироощущением, «адаптация» романтического героя к новым эстетическим веяниям, к условиям социальной действительности. Отсюда это «неожиданное и чудное», по словам А.Блока, соединение в пьесе и в характере К. Островского с Лермонтовым. К.- личность избранная, демоническая. Человек умный, сильный, смелый, одаренный, он имеет власть над людьми. Натура страстная. Азартный игрок, прожигатель жизни, шулер высокого полета, К. Полон цинизма и презрения к людям. Деньги, миллионное приданое - лишь средство. Игра - вот цель, смысл жизни, риск и вызов судьбе.

И наконец - абсолютная свобода. Однако «избранность» К. Сниженная, гравестированная, переведенная из философско-этического плана романтиков в житейский. Демоническая тема раскрывается Сухово-Кобылиным в пространстве комедии, в структуре реальной бытовой истории и потому теряет патетичность, высоту и сложность проблематики романтиков. К. - «мелкий бес», вырождение мистического романтического героя. «Духовный предел» романтиков в пьесе заменяется «жирным миллионом».К. Начинает с фарса, с открытой водевильной игры, не предвещавшей катастрофы. Блестящий щеголь, опытный сердцеед, К. Легко увлекает Лидочку, молниеносно завоевывает симпатии Атуевой, хитро и умно добивается доверия Муромского (рассказ о деревенской идиллии, подаренный бычок).

Однако драматург неожиданно ломает логику «хорошо сделанной пьесы» и переключает произведение в иной стилистический и жанровый строй. Демонический эгоизм К., стремление к самоутверждению разбивает жизненный покой, гармонию, любовь всей семьи Муромских, ввергает ее в ад «Дела». При этом любопытно, что зло в пьесе полно очарования и силы, а добро, по словам Ап.Григорьева, немощно и хило. Слабость, безликость «добра» в «Свадьбе...» настолько очевидна, что «зло» К. Не получает традиционного противостояния. Особенности конфликта кроются непосредственно в образе главного героя. На первый взгляд, активное, разрушительное, «стремительное» начало жизни противостоит в лице К. «закиси и застою» обыденности, духовному мещанству общества.

На самом деле - традиционную для романтиков оппозицию Сухово-Кобылин рассматривает в ином идеологическом ракурсе. Жизнь К. - это утверждение мнимых ценностей, «перевернутых» критериев. Он поставил себя вне и над ориентирами обыкновенных людей. Добропорядочность, покой, внутренняя гармония, семейное счастье и т.д. Авантюрист и экспериментатор, противопоставивший себя усердности, в реальной жизни ломает человеческие судьбы. К. Утверждает права «сильной» личности, Сухово-Кобылин - ценность каждой индивидуальной жизни. Правда, К. Не может до конца расстаться с достоинством порядочного человека, и потому в «Деле» появляется его письмо к Муромскому. Образ К.- светского человека, незаменимого во всех столичных развлечениях, был хорошо знаком современникам.

Автор выводит на сцену его «закулисную жизнь», о которой мало кто подозревал. Сюжетная основа персонажа - кульминационная ситуация К. На грани краха. Центральный, второй, акт пьесы - это напряженные поиски выхода. К. - в отчаянии затравленного зверя. Если в первом действии он ведет уверенную игру, легко меняя лики, он почти не ощущает опасности в разоблачении Нелысина, то теперь перед нами уставший, постаревший, испуганный К. Без маски. По сути, он - человек-актер, постоянно играющий нужную роль. Перспектива интриги просчитана им с режиссерской тщательностью, он выстраивает спектакль рационально и жестко, без сантиментов и снисходительности к людям. Перед Расплюевым и слугой Федором нет необходимости играть. Во втором акте он «скидывает» блестящие манеры, меняется лексика, поведение, раскрывается истинное нутро К.

Автор создает модель социально-ролевого поведения человека. Если раньше молодежь без него и «дыхнуть не могла», если он никогда не добивался «бабьих денег», то теперь водит дружбу со всякой швалью, типа Расплюева, и стремится завладеть миллионным приданым Лидочки. С подменой бриллиантовой булавки светский щеголь оборачивается уголовником. Но, показав нам такого К., драматург опять меняет направление интриги. И вот К. - победитель, Наполеон, как скажет Расплюев. Он берет на себя роль иллюзиониста. Новая маска потребует перевоплощения всего жизненного пространства. Преображения внешнего облика, «костюмировки» квартиры и т.д. Однако «спектакль» не удастся доиграть до конца. Костюмированная идиллия семейного вечера обернется разнузданным скандалом и разоблачением.К.

- стержень пьесы, ее идеолог, двигатель сюжета, основа конфликта, он доминанта жанрового и стилистического контрапункта «Свадьбы...». В первом акте К. Водевильный герой, во втором - центральный персонаж социально-бытовой комедии и, наконец, в третьем - драматургическая пружина перехода комедии в драму. Все герои раскрываются через К., отражаются в нем, точнее - К., постоянно манипулируя людьми, моделирует время, пространство, поведение, чувства других персонажей. У К. Нет своего пространства, своего дома. Он органично существует в чужом пространстве. Его самосознание позволяет ему быть всегда и везде хозяином. И в этом его социальная опасность. Если пушкинский Германн и лермонтовский Арбенин в финале сходят с ума, если Чацкий бежит из Москвы, то К., у которого «сорвалось», проигравший большую игру, остается непотопляемым.

Его спасает Лидочка («опять женщина»), отдавая настоящий солитер ростовщику Беку. К. Больше не появится в пьесах Сухово-Кобыли-на. Его «исчезновение» из сюжетного пространства трилогии симптоматично. Время таких героев проходит. Способность отличать добро от зла, наличие каких-либо принципов - привилегия людей «прошлого». На историческую авансцену стремительно выдвигались Расплюевы и Тарелкины.Впервые роль К. Была сыграна С.В.Шум-ским (18SS). Другие исполнители. В.В.Самойлов (1856), Ю.М.Юрьев (1917).Лит. Гроссман Л. Театр Сухово-Кобылина. М. Л., 1940. Рудницкий К.Л. В.А. Сухово-Кобылин. М., 1957. Клейнер И. Драматургия Сухово-Кобылина. М., 1961. Рассадин С.Б. Гений и злодейство, или Дело Сухово-Кобылина. М., 1989. Koschmal W. Zur Poetik den Dramentrilogie A.V.Suchovo-Kobylins «Bilder den Vergangenheit».

Fr. Am Main, 1993.Н.С.Пивоварова.

Значения в других словарях
Кот Мурр

КОТ МУРР (нем. Kater Мшт) - центральный персонаж романа Э.Т.А.Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра, с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера» (1821). Образ ученого кота, способного понимать людской язык, характерен для творчества Гофмана. Писателю было свойственно придавать животным антропоморфные черты (например, говорящий пес Берганца). К.М. Избежал благодаря органному мастеру Абрагаму участи своих утопленных за ненадобностью братьев и сестер. Е..

Красная Шапочка

КРАСНАЯ ШАПОЧКА (фр. Petit Chaperon Rouge) - героиня сказки Ш.Перро «Красная Шапочка» из сборника «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с нравоучениями» (1697). Ключ к образу К.Ш. Дан самим Перро, автором диалогов «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук». Его сказки имеют прекрасные образцы в «премудром и преученом мире древности». Если сами сказки - удар по античному «парнассизму» Буало, то прототип К.Ш. При ее подчеркнутой исключительности следуе..

Кристи Мэгон

КРИСТИ МЭГОН (англ. Christy Mahon) - герой комедии Д.М.Синга «Удалой молодец - гордость Запада» (в переводе К.И.Чуковского - «Герой»), 1907. Первая постановка пьесы на сцене 1{ублинского театра Аббатства, созданного У.Йейтсом, вылилась в грандиозный общественный скандал. Синга обвиняли в клевете на ирландские нравы, в унижении национального достоинства. Дальновиднее других оказался соотечественник Синга Д.Б.Шоу, который, выступив в его защиту, заявил, что «эта пьеса не об особенностях ирландског..

Кристин

КРИСТИН - героиня исторического романа-трилогии «Кристин - дочь Лавранса» (1926) норвежской писательницы Сигрид Ун-сет, первой женщины - лауреата Нобелевской премии (1928). В романе жизнь К. Описана до самой ее смерти. Все события разворачиваются на историческом фоне Норвегии XIV века (роман не раз сравнивали с «Войной и миром» Л.Толстого, его называют «Илиадой» Севера). Включение в роман элементов норвежского фольклора и использование традиций исландской родовой саги позволили создать образ, эп..

Дополнительный поиск Кречинский Кречинский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кречинский" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кречинский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа