Макар Долгорукий

458

МАКАР ДОЛГОРУКИЙ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Подросток» (1875), юридический отец Аркадия Долгорукого (Подростка), бывший крепостной Вер-сшова. Пятидесяти лет женился на восемнадцатилетней дворовой Софье Андреевой, «круглой сироте», исполняя обещание, данное ее отцу, «взрастить и взять за себя». После того как жена сошлась с Версиловым, сделался странником, но связей с «семейством» не прерывал. По словам Аркадия, «где бы Версиловы ни были, непременно уведомлял о себе» и «раз года в три непременно являлся домой на побывку».Макар Иванович Долгорукий появляется только в третьей части романа (гл. 1-6), роль этого персонажа в основной интриге ничтожна. Своей смертью он освобождает мать Подростка.

Однако автор придавал этому образу большое значение и резко возражал против его недооценки. По воспоминаниям Вс.С.Соловьева, Достоевский был неудовлетворен оценками критикой «одного из самых любимых им действующих лиц «Подростка»«.Появление М.Д. В последней части мотивируется особой ролью его в судьбе Подростка. Дальнейшие «прогрессивные падения» юноши после встречи со странником невозможны. Сила и долговременность влияния на Аркадия этого «живого лика» неоднократно подчеркиваются в черновых редакциях. Автору важно показать, что впечатление долго остается безотчетным, действует помимо сознания. В окончательном тексте значение этого образа выявляется последовательно проведенным противопоставлением «странник» - «скиталец» (Версилов).

Наиболее значительным поступкам, высказываниям, переживаниям последнего соответствуют параллельные эпизоды, связанные с М.Д. Так, отказ Версилова от наследства в пользу князей Сокольских, поставивший под удар благополучие семьи, соотносится с вытребованными М. Отступными за жену. Впоследствии, по словам Аркадия, она «осталась бы буквально без гроша на старости лет», если бы не эти деньги, «которые он оставил ей все целиком, до последнего рубля». Параллельные вставные новеллы - «афимьев-ская быль» М.Д. И романтический пейзаж «золотого века» (Версилов). Особенно показательно сопоставление манеры общения «отцов». Многократно подчеркиваемая другими персонажами проповедническая интонация «пророка» Версилова, блестяще оформляющего свои мысли, и беседа М.Д., характеризуемая Татьяной Павловной как «разговор в кружке».

Аркадий неоднократно отмечает образность речи М. И ее внерациональность. Об этой же особенности говорит и Версилов. «Несколько хром в логическом изложении, подчас очень отвлеченен. ...с порывами того самого общенародного умиления, которое так широко вносит народ наш в свое религиозное чувство». В.А.Михнюкевич считает такую манеру речи тесно связанной с социальным статусом М.Д. - странничеством, уходящим корнями в Древнюю Русь.Наиболее развернутую характеристику М.Д. Дает Версилов. Эта характеристика близка определению «смиренного» типа, который Достоевский выделял как высший в русском народе. «какое-то благодушие, ровность характера и, что всего удивительнее, чуть не веселость. А главное. Скромная почтительность. Которая необходима для высшего равенства способность уважать себя именно в своем положении, каково бы оно там ни было и какова бы ни досталась.

Судьба». «Способность уважать себя именно в своем положении» проявляется в том, что М.Д. Нравится его «княжеская» фамилия, раздражающая Аркадия.Философская критика русского зарубежья (митрополит Антоний (Храповицкий), В.В.Зеньковский, К.В.Мочульский и др.) рассматривает образ М.Д. Как тип народной святости, восходящий к житийной литературе, подчеркивая его уникальность для Достоевского, праведники которого (Тихон в «Бесах», старец Зосима в «Братьях Карамазовых») принадлежат к кругу образованных людей. А.С.Долинин обращает внимание на близость М.Д. Некрасовскому Власу, на что указывает не только прямая цитата из стихотворения, но и обрисовка характера до странничества - «был характера упрямого. Говорил с амбицией, судил бесповоротно».Несомненна также близость М.Д.

Тому типу, который Достоевский характеризовал как «ужасно любимый» «комический тип маленьких человечков, серьезно воображающих, что 243 они своим микроскопическим действием и упорством в состоянии помочь общему делу, не дожидаясь общего подъема и почина» («Дневник писателя» за январь 1876).Лит. Долинин А.С. Версилов и Макар Долгорукий//Долинин А.С. Последние романы Достоевского. М. Л., 1963. С. 95-132. Михнюкевич В.А. Фольклорный репертуар Макара Долгорукого в философ-ско-этической концепции «Подростка»//Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994. С. 179-211. Туниманов В.А. Достоевский и Некрасов//Достоевский и его время. Л., 1971. Якубович И.Д. К характеристике стилизации в «Подростке»//Достоевский.

Материалы и исследования. Л., 1978. Вып. 3.Л.В.Сыроватко.

Значения в других словарях
Майор Ковалев

МАЙОР КОВАЛЕВ - герой повести Н.В.Го-голя «Нос» (1833-1836). Имя М.К. Заключает в себе двойную семантику образа. С одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. Коваль - кузнец. Ср. Поговорку. «кузнец своего счастья»), с другой - имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М.К. Не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Его философия, как у..

Макар Девушкин

МАКАР ДЕВУШКИН - герой романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди» (1845), титулярный советник 47 лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал в «капитальный» дом возле Фонтанки, где ютится за перегородкой в общей кухне с «гнилым, остро-услащенным запахом», в котором «чижики так и мрут». В том же дворе М.Д. Снимает более удобную и дорогую квартиру для своей дальней родственницы Вареньки, 17-летней сироты, за которую больше некому заст..

Макбет

МАКБЕТ И ЛЕДИ МАКБЕТ (англ. Macbeth, lady Macbeth) - герои трагедии У.Шекспира «Макбет» (1606). Почерпнув сюжет для своей «шотландской пьесы» из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда, Шекспир, следуя за изложенной в них биографией Макбета, соединил ее с эпизодом убийства шотландского короля Дуффа феодалом Дональдом, взятым из совсем другой части «Хроник». Шекспир сжал время развития событий. Исторический Макбет царствовал значительно дольше. Эта концентрация действия способствовала у..

Максим Максимыч

МАКСИМ МАКСИМЫЧ - центральный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). В образе М.М. Искали подлинного героя романа. Между тем он лишь рядовой, закоренелый служака, истовый исполнитель служебных обязанностей, хороший собеседник в дороге. У него нет ни семьи, ни родных. От однообразия бивуачной жизни он стал глух к некоторым человеческим нотам. Например, горцы для него все - разбойники, правда, при этом - молодцы. Зато он знает местные языки и обычаи. Судьба черкешенки Б..

Дополнительный поиск Макар Долгорукий Макар Долгорукий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макар Долгорукий" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макар Долгорукий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 16 символа