Манилов
МАНИЛОВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. Том 1842 под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Втор, том 1842-1845). Значимое имя М. (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные литературные источники образа М.- персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом М. Образ М. Динамически разворачивается из пословицы. Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Вещи, окружающие М., свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности.
Господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам». М. Проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост. В кабинете М. Два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице. В картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что составляет досуг М. М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни М. Ни одного деревца - «только одно бревно». Хозяйство идет как-то само собой. Ключница ворует, слуги М. Спят и повесничают.Портрет М.
Построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество. «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». В лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно...». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать. «Какой приятный и добрый человек!» В следующую ничего не скажешь, а в третью скажешь. «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше...» Любовь М. И жены пародийно-сентиментальна. После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами.
«Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Обожают сюрпризы. Готовят в подарок «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. Выражается в абсурдных формах неуемного восторга. «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца». Чиновники, по словам М., сплошь препочтен-нейшие и прелюбезнейшие люди. Образ М. Олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию. М. Мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое...», философствовать «под тенью вяза» (пародия Гоголя на отвлеченность немецкого идеализма).
Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям - свойства миросозерцания М. В своем бесплодном идеализме М.- антипод материалиста, практика и русофила Собаке-вича. М.- западник, тяготеет к просвещенному европейскому образу жизни. Жена М. Изучала французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети М.- Фемистоклюс и Алкид - получают домашнее образование. Их имена, кроме того, заключают в себе героические претензии М. (Алкид - второе имя Геракла. Фемистокл - вождь афинской демократии), однако алогизм имени Фемистоклюс (имя греческое - окончание «юс» латинское) высмеивает начатки образования полуевропейского русского дворянства. Эффект гоголевского алогизма (уродство, нарушающее благопристойную норму предметного ряда) подчеркивает упадочность «маниловщины».
За обедом у М. На стол ставится щегольский подсвечник с тремя античными грациями и рядом «медный инвалид, хромой. Весь в сале». В гостиной - «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей» - и два кресла, обтянутые рогожей. Поместье М - первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (М. Еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора». Фигура М. Погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно-пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович). Сравнение М. Со «слишком умным министром» указывает на призрачную эфемерность и прожектерство высшей государственной власти, типические черты которой - пошлая слащавость и лицемерие (С.Машинский).В инсценировке поэмы, осуществленной МХАТом (1932), роль М.
Исполнял М.Н.Кедров.Лит. Лихачев Д.С. Социальные корни типа Манилова//Вшок М.В.ГОГОЛЮ. Гоголь i час. Харкш, 1989. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. Л., 1989. См. Также Лит. К статье «ЧИЧИКОВ».А.Б.Галкин.
Дополнительный поиск Манилов
На нашем сайте Вы найдете значение "Манилов" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Манилов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа