Марина Мнишек

193

МАРИНА МНИШЕК - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). Исторический прототип. Марина, дочь польского воеводы Мнишека, жена Лжедмит-рия I и царица московская, царствовавшая одну неделю, затем жена Лжедмитрия II (Тушинского вора), от которого имела сына Ивана. После избрания царем Михаила Романова ее четырехлетний сын был публично казнен, а она сама убита или умерла в заточении (1614). Комментарий Пушкина к этому образу содержится в его письме Н.Н.Раевскому (1829). Поэт отмечает, что у М.М. Была только одна страсть - бешеное честолюбие. «Она, вкусив царской власти, опьяненная несбыточной мечтой, отдается одному проходимцу за другим, деля то отвратительное ложе жида, то палатку казака, всегда готовая отдаться каждому, кто только может дать ей слабую надежду на более уже не существующий трон».

Образ М.М. Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии («Моя Марина славная баба») и намеревался вернуться к этой исторической фигуре в других произведениях («Она волнует меня как страсть»).М.М. Участвует в двух картинах - «Замок в Самборе» и «Ночь. Сад. Фонтан». В первоначальной редакции между ними была сцена под названием «Уборная Марины». Диалог М.М. С камеристкой Рузей, которая нашептывает ей, что Самозванец, «забыв войну, московский трон, в гостях у нас пирует», чем «бесит русских и поляков», что ходят слухи, «будто он дьячок, бежавший из Москвы, известный плут в своем приходе». Таким образом, получалось, что объяснение М.М. С Самозванцем спровоцировано камеристкой. В окончательном варианте М.М. Говорит и действует без наущений с чьей-либо стороны.

Она приходит на свидание с Самозванцем, движимая одним лишь желанием - стать московской царицей. Ей одинаково безразличны любовь «царевича» и политические интересы Польши. То и другое для нее только средство удовлетворения своего «бешенного честолюбия». (Примечательный факт. Историческая М.М. Отвергла союз с польским королем Владиславом, когда тот занял Москву. В иных, более благоприятных, обстоятельствах М.М. Сделалась бы столь же русской царицей, какой была, например, Екатерина II.) Диалог М.М. И Самозванца «у фонтана» являет собой классическую парадигму сцены-агона, поединка, в ходе которого одерживает верх то одна, то другая сторона, в котором оба участника делают максимальные ставки и рискуют потерять все.

Победительницей выходит М.М. Увещеваниями, лаской, угрозами, шантажом она добивается от Самозванца давно ожидаемого решения («Заутра двину рать»).Сцена М.М. И Димитрия может рассматриваться как романтическая травестия классицистической коллизии чувства и долга. Самозванец одержим любовной страстью. М.М. Пытается вернуть его на стезю долга. Ситуация не в пользу героя (с точки зрения классицистической эстетики) для поэта-романтика свидетельствует о его человеческой значительности. Самозванец искренен в любви, ради нее готов пожертвовать престолом, властью, славой. Долг же, к которому апеллирует М.М., исполнен лжи и лицемерия.Иной характер у М.М. В опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872). Композитор наполнил образ чувственностью и эротикой, коих напрочь лишена «ледяная дева» Пушкина.

Существенное отличие оперы. М.М., шантажируя Самозванца, сама является объектом шантажа со стороны католической церкви.Роль М.М. Играли М.Н.Ермолова (Малый театр, 1880), М.Н.Германова (1907, МХТ), А.С.Демидова (1982, Театр на Таганке). В опере - М.П.Максакова (1927), И.К.Архипо-ва (1958) и др.Лит. См. К статье «БОРИС ГОДУНОВ».С.В.Стахорский.

Значения в других словарях
Маргарита

МАРГАРИТА (нем. Margarete) - героиня трагедии И.-В.Гете «Фауст» (первая часть - 1806) и трагедии «Пра-Фауст» (1775). В тексте Гретхен. М. - возлюбленная Фауста, первое искушение, предложенное ему Мефистофелем. Этот образ создан фантазией Гете. В народных легендах М. Отсутствует. Фауст, вернувший молодость в «Кухне ведьмы», встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. М. - юная, неискушенная девушка строгих правил, живущая с матерью и младшей сестрой. Она полюбила впе..

Марианна

МАРИАННА (фр. Marianne) - героиня романа французского писателя Пьера де Мариво «Жизнь Марианны, или Приключения графини de ...» (1731-1741). Образ М. Является продолжением героинь испанского плутовского романа, а также романов Лесажа. Характер М. Напоминает Молль Флендерс Д.Дефо. Однако в отличие от них всех героиня Мариво более рассудительна, она всегда принимает трудное, но единственно верное решение, отказываясь от сиюминутной выгоды ради уважения окружающих, прекрасно понимая, что душевное б..

Мария Стюарт

МАРИЯ СТЮАРТ (нем. Магу Stuart) - героиня трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт» (1800). Исторический прототип - Мария Стюарт (1542-1587), шотландская королева, претендовавшая на английский престол. Замешанная в нескольких заговорах, она по приказу королевы Елизаветы I была заключена в тюрьму, предана суду и казнена. М.С. В трагедии далека от исторического прототипа. Шиллер подчеркивал, что ей должно быть 25 лет, тогда как реальная Мария была почти вдвое старше. С первых сцен М.С. Знает о том, какая ..

Марло

МАРЛО (англ. Marlowe) - герой комедии О.Голдсмита «Ночь ошибок» (1773). Характер молодого М. Построен на психологической двойственности, из которой и проистекает вся фабула комедии. Вместе со своим другом Хэс-тингсом М. Едет в провинцию, чтобы посвататься к дочери друга своего отца. Сватовство представляется ему делом нелегким, так как в приличном женском обществе М. Теряется, становится косноязычным и безнадежно робким, в то время как в присутствии особ иного сорта ведет себя не просто раскован..

Дополнительный поиск Марина Мнишек Марина Мнишек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Марина Мнишек" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Марина Мнишек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа