Мельмот Скиталец

317

МЕЛЬМОТ СКИТАЛЕЦ (англ. Melmoth the Wanderer) - герой романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1820) - единственного произведения писателя, имевшего в мировой литературе яркую, в чем-то гипнотическую судьбу. Образ М.С. Проходит связующей нитью сквозь весьма объемистое и хитроумно построенное повествование, объединяя в общий сюжет ряд вставных новелл и эпизодов. В М.С. Прочитывается отчасти и «вечный жид» Агасфер, и своеобразные отголоски мотива «се-вильского обольстителя». Его можно было бы назвать «ирландский искуситель», ибо именно искус составляет то, чем оборачивается М.С. Для всех тех людей, с кем сталкивает его судьба. Англичанина Стентона и испанца Монсады. Прекрасной Иммали-Исидоры и ее отца дона Франсиско.

Семьи Вальберга и членов старинного английского рода Мортимеров. Явившись однажды ночью в дом своей возлюбленной Иммали, М.С. Произносит. «Мне поручено попирать ногами и мять все цветы, расцветающие как на земле, так и в человеческой душе». М.С.- одновременно и мучитель, и мученик, Мефистофель и Фауст, Сатана и Спаситель, некий «дух изгнанья», обреченный на вечную неприкаянность и вечную отверженность. Появляясь в финале романа (как и в его начале - сводя таким образом воедино «начала и концы») перед своим далеким потомком студентом дублинского Тринити Колледжа Джоном Мельмотом, герой романа прощается с ним. «Твой предок вернулся домой, Я сеял на земле страх, но - не зло. Никого из людей нельзя было заставить разделить мою участь.

Ни одно существо не поменялось участью с Мельмотом Скитальцем. Я исходил весь мир и не нашел ни одного человека, который ради того, чтобы обладать этим миром, согласился бы погубить свою душу».Герой романа Метьюрина унаследовал «байронические» черты Чайлъд-Гаральда, с его романтической разочарованностью, и приметы персонажей «готических романов». Таинственность, налет мистики, отмеченность печатью довлеющего над ним Рока. М.С. Породил огромную «мельмотическую» традицию. В Англии ее хронологический перечень растянулся до конца XIX столетия. Среди его последователей помимо писателей, ныне забытых, Э.Булвер-Литтон и Р.Л.Стивенсон. Дань восхищения М.С. Отдали У.М.Теккерей и глава братства «прерафаэлитов» Д.Г.Россетти.

Но вершиной «английского мельмотизма» .стал, конечно же, Оскар Уайльд (приходившийся к тому же Метьюрину внучатым племянником). Черты М.С. Отчетливо прослеживаются в Дориане Грее (да и сам мотив портрета, живущего отдельной от изображенного на нем человека жизнью, также заимствован Уайльдом из романа Метьюрина). Однако, быть может, главное - это имя, которое взял себе Уайльд после выхода из Редингской тюрьмы, имя, под которым прожил он остаток своей жизни, имя, под которым опубликована была его «лебединая песня» - «Баллада Редингской тюрьмы». Себастьян Мельмот.В Америке влияние «мельмотизма» испытали Н.Хоторн и Э.А.По, во Франции - многие писатели-романтики. А.де Виньи, Ш.Нодье, В.Гюго. Под впечатлением от прочитанного романа Эжен Делакруа написал картину «Мель-мот, или Внутренний вид доминиканского монастыря в Мадриде» (1831).

Подлинный «культ Мельмота» пережил в юности Бальзак. Его апогеем стала повесть «Прощенный Мельмот» (1835) - своеобразное «соревнование-полемика» с Метьюрином. Многочисленные упоминания М.С. И «мельмотовские интонации» встречаются в стихах Ш.Бодлера.Россия также пережила очень яркий период увлечения «мельмотизмом», начавшийся задолго до публикации первого русского перевода (1833). Все пушкинское окружение бредило Мельмотом - и сам Пушкин в восьмой главе «Евгения Онегина» упоминает этого героя. Скажите, чем он возвратился. Что нам представит он пока. Чем ныне явится. Мельмотом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой, Иль маской щегольнет иной?..Однако если для Пушкина «мельмотичес-кий» и «байронический» становились почти синонимами, то значительно более неожиданными оказываются «мельмотические» черты, подмеченные у героев Гоголя.

Что касается М.Ю.Лермонтова, то можно сказать, что он просто «вышел из Мельмота». Его Демон, его Арбенин («Вы человек иль демон?» - вопрос князя Звездича герою «Маскарада»), а также Печорин, Мцыри обнаруживают отчетливо «мельмотический» характер. Совсем иная ипостась «мельмотизма» - не романтического, а зловеще-мистического толка - встречается в ряде произведений Ф.М.Достоевского. И уже в XX веке булгаковский Воланд конечно же также несет на себе черты своего давнего литературного предшественника (вплоть до почти текстуальных совпадений - несомненно, случайных).Лит. Алексеев М.П. Ч.Р.Метьюрин и его «Мель-мот Скиталец»//Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М., 1983. С. 531-638Ю.Г.Фридштейн.

Значения в других словарях
Медея

МЕДЕЯ (лат. Medea, нем. Medea)1.героиня трагедии Ев-рипида «Медея» (431 г. До н.э.). В греческой мифологии М.- волшебница, дочь царя Колхиды, которая помогла Ясону и аргонавтам добыть золотое руно, а затем бежала с ними и сделалась женой Ясона. В знаменитой трагедии Бврипид уже не в первый раз обращался к образу М. Он дебютировал трагедией «Пелиа-ды», где она также была главной героиней. В той драме М. Коварно заставила дочерей фесса-лийского царя Пелия убить своего отца, внушив, что этим они ве..

Мелузов

МЕЛУЗОВ - герой комедии А.Н.Островского «Таланты и поклонники» (1881). М.- тип молодого разночинца, недавнего выпускника университета, твердо верящего в то, что «жестокие нравы» смягчаются «образованием», а улучшение человека происходит вследствие усвоения им «правильных понятий» о жизни. Идейно и социально родственны М. Жадов и Мыкин («Доходное место»), Погуляев («Пучина»), Грунцов («Трудовой хлеб»), Платон Зыб-кин («Правда - хорошо, а счастье лучше»). Из этого ряда М. Выделяется тем, что он - ..

Мефистофель

МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая - 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. Как «плута и весельчака». «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. Проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек ..

Микромегас

МИКРОМЕГАС (фр. Micromegas. Греч. «шкроо» - малый, «цеуао» - великий) - герой философской повести Вольтера «Мик-ромегас» (1752). Образ М. Имеет давнюю литературную традицию - прежде всего следует назвать романы Рабле и Свифта (который даже упомянут в повести). Как и во многих других случаях, Вольтер использовал прием «остраненного» восприятия. «человеческий муравейник» показан глазами межпланетных пришельцев, которые привыкли к совершенно иным масштабам и оценкам. Обитателю Сириуса М., чей рост ..

Дополнительный поиск Мельмот Скиталец Мельмот Скиталец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мельмот Скиталец" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мельмот Скиталец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 16 символа