Молчалин

339

МОЛЧАЛИН - центральный персонаж комедии «Горе от ума» (1824). Значение этого образа осознавалось с течением исторического времени. Н.В.Гоголь первым заметил нечто важное в облике скромного секретаря Фамусова. «метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое тихомолком пробивающееся в люди». М.Е.Салтыков-Щедрин в серии очерков «В среде умеренности и аккуратности» делает М. Важным чиновным лицом с экзотической особенностью. У него руки обагрены кровью невинных жертв его жизненной предприимчивости и «бессознательных преступлений».Место М. В сюжете «Горя от ума» проясняется в отношении к другим персонажам пьесы. Уже в самые первые минуты действия Грибоедов определяет выбор Софьи в пользу М. Это вовлекает всех героев треугольника (Чацкий - Софья - М.) в непростые психологические отношения.

М., недавно «корпевший в Твери», не понят Софьей. Она принимает его осторожность за тактичность, холодность - за сдержанность чувств, лакейский расчет - за трезвость ума. М. Также не понят и Чацким, которому любовь к Софье мешает оценить серьезность соперника. Глубоко заинтересованный в сохранении своей привлекательности для Софьи и Фамусова, М. Затронут приездом Чацкого больше, чем показывает это. Присутствие Чацкого в доме грозит разоблачениями, смертельно опасными для него. Случайное падение М. С лошади, испуг Софьи, ее обморок провоцируют активность М., стремящегося защитить свою репутацию, свою уже складывающуюся служебную карьеру. Он вступает в поединок, давая Софье категорические наставления защищаться от притязаний Чацкого всеми возможными средствами и подталкивает Софью к выбору способа мщения Чацкому.

Обстоятельства подскажут героине момент, когда резкость, оброненная ею в состоянии долго сдерживаемого раздражения, приобретет смысл общественного мнения. «Он не в своем уме...»М. Противопоставлен Чацкому не только как соперник в любовной интриге, но и всей своей жизненной позицией. Конфликт Чацкого и М. Накапливает энергию столкновения до третьего акта пьесы, когда происходит встреча этих героев в диалоге. Она выявляет презрительное невнимание Чацкого к М., что дает М. Преимущество быть откровенным вполне. Это одна из немногих сцен в пьесе, где М. Искренен до конца. Искренен, но не оценен Чацким как достойный противник. И только в финальной сцене в сенях, при развязке, Чацкий поймет, какой власти над Софьей добился апологет «умеренности и аккуратности».

В сюжете Грибоедова любовное блаженство М. Рушится. Но это скорее исключение, чем правило жизни фамусовской Москвы, ибо он - один из столпов, на котором она держится.Среди первых исполнителей роли М. Был знаменитый водевильный актер Н.О.Дюр (1831). Постановки «Горя от ума» второй половины XX века показывают, что М. Нельзя считать мелким, второстепенным персонажем пьесы, как это происходило на протяжении многих десятилетий ее сценической истории. М. - второй герой сюжета Грибоедова, серьезный противник Чацкого. Именно таким показал этот образ К.Ю.Лавров в спектакле Г.А.Товстоногова (1962).Лит. См. К статье «ЧАЦКИЙ».Е.В.Юсим.

Значения в других словарях
Митрофанушка

МИТРОФАНУШКА - герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. Как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII в. Знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту. Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаков..

Моина

МОИНА - героиня трагедии В.А.Озерова «Фингал» (1805). Образ М. Возникает уже в первые минуты сценического действия как олицетворение красоты и гармонии, которой предстоят испытания роковыми превратностями судьбы. Прекрасная М., невеста Фингала, дочь царя Локлинского Старна, в тревоге ожидает прибытия своего жениха, опасаясь, что отец, ненавидящий Фингала, замыслил его гибель.Жизнь и смерть, любовь и ненависть контрастно сплетаются в сюжете Озерова, делая М. Уникальным средоточием гармонии, надеж..

Монна Ванна

МОННА ВАННА (фр. Mona Vanna) - героиня драмы М.Метерлинка «Монна Ванна» (1902). Ключом к пониманию этого образа служит год написания пьесы - время, когда переплетаются воедино самые разные стилевые направления. С одной стороны, характер и внутренний мир героини показаны вполне реалистично, психологически точно и глубоко. С другой - в ее образе очевидны романтическая приподнятость, пренебрежение обыденным и тривиальным. Все поступки М.В. Логически объяснимы, психологически оправданны, в них нет н..

Монте-кристо

МОНТЕ-КРИСТО (фр. Monte-Cristo) - герой романа А.Дюма-отца «Граф Монте-Кри-сто» (1845-1846). Он же Эдмон Дантес. История реального прототипа М.-К. Почерпнута автором из архивов парижской полиции. Сапожник Франсуа Пию, ставший жертвой жестокого розыгрыша, был заточен в замок Фенест-рель. Там он ухаживал за другим узником, итальянским прелатом, завещавшим ему огромное состояние. Оказавшись на свободе, 1 Пико беспощадно отомстил своим врагам, но сам погиб от руки единственного из них уцелевшего. Им..

Дополнительный поиск Молчалин Молчалин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Молчалин" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Молчалин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа