Ноздрев

241

НОЗДРЕВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. Том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Втор, том 1842-1845). Литературные источники образа Н.- образы лгунов и хвастунов в драматургии Я.Б.Княжнина, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.А.Крылова, а также Загорецкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Глаздурин из романа Ф.В.Бул-гарина «Иван Выжигин». В образе Н. Развиты черты гоголевских персонажей Ихарева и особенно Хлестакова.Образ Н. Представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера», «исторического человека», ибо Н. Всякий раз попадает в историю. Либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти.

Н. Также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь «попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька»). Главная страсть Н.- «нагадить ближнему». Н. Распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Н. Общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Н., гадит человек «с благородной наружностью, со звездой на груди» («И нагадит так, как простой коллежский регистратор»). Фамилия Н.- метонимия носа (происходит абсурдное двойное отделение. Ноздрей от носа, носа - от тела). Ряд пословиц и поговорок соотносится с образом и характером Н.

«совать нос не в свое дело», «любопытной Варваре нос оторвали», «остаться с носом», «держать нос по ветру» (ср. У Гоголя. «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами...»). Портрет Н. Также построен на метонимии лица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией. «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».Вещи вокруг Н. Тождественны его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют хаотичность, беспорядочность Н., с другой - его гигантские претензии и страсть к преувеличениям.

В доме Н. Все заляпано краской. Мужики белят стены. Н. Показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стой ла в основном пустые. Пруд, где раньше, по словам Н., «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку». Псарню с густопсовыми и чистопсовыми, «наводившими изумление крепостью черных мясов». Поле, где Н. Ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. Отражает его воинственный дух. Вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано. «Мастер Савелий Сибиряков» (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.). Шарманка Н. Играет воинственную песню «Мальбруг в поход поехал». Метонимический принцип в образе Н. Последовательно проводится Гоголем. Дудка в шарманке Н.

Совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав. «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Даже блохи в доме Н., всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н., «пребойкие насекомые». Энергичный, деятельный дух Н., в противоположность праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден и в конечном счете так же мертв. Н. Меняет все, что угодно. Ружья, собак, лошадей, шарманку - не ради выгоды, а ради самого процесса. Четыре дня, не выходя из дому, Н. Подбирает крапленую колоду, «на которую можно было бы понадеяться, как на верного друга». Н.- шулер, он подпаивает Чичикова мадерой и рябиновкой с запахом сивухи, чтобы обыграть в карты.

Играя с Чичиковым в шашки, Н. Ухитряется обшлагом рукава халата продвинуть шашки в дамки.Если Манилов заботится о «деликатных» деталях, Собакевич - о целом, то Н. Пренебрегает тем и другим. Еда у Н. Выражает его бесшабашный дух. «кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку перец . Капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».Н. Импульсивен и гневлив. В пьяном виде Н. Сечет розгами помещика Максимова, собирается с помощью дюжих слуг побить Чичикова. Н. Способен одновременно хвалить и ругать, не стесняясь в выражениях. «Голову ставлю, что врешь!», «.

Ведь ты большой мошенник Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве» (о Чичикове). «...это просто жидомор» (о Собакевиче). Н.- инициатор скандала вокруг «мертвых душ», он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора, после чего «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих». Н. В разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков - шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все ассигнации переменил на настоящие, что он, Н., помогал Чичикову похитить губернаторскую дочку и пр.В инсценировке поэмы роль Н. Исполняли И.М.Москвин, Б.Н.Ливанов.В опере Р.К.Щедрина «Мертвые души» партия Н.

Была предназначена для тенора (первый исполнитель - В.И.Пьявко, 1977).Лит. См. К статье «ЧИЧИКОВ».А.Б.Галкин.

Значения в других словарях
Нильс Хольгерсон

НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН (шв. Nils Holgerson) - герой сказки шведской писательницы С.Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906-1907). Сказка задумана как учебник географии. Н.Х. - четырнадцатилетний крестьянский мальчик из Сконе, знаменитый гусенавт, счастливый путешественник не только по родной стране, но и по легендам и мифам. Совсем обыкновенный мальчишка, не самый добрый и достаточно ленивый, он поставлен в условия необыкновенные. Превращенный Домовым за грубость и лень ..

Нина

НИНА - героиня драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1834-1836). Другое имя -Настасья Павловна. Судьба Н., лишь эскизно намеченная в пьесе, необходима не только функционально для раскрытия главного героя, но и важна сама по себе. Н.- определенный культурный код, отразивший романтическое соединение ангельского и дьявольского как «нормы женского поведения» (Ю.М.Лотман). С образом Н. Связан мир домашней интимной жизни, дарующей Арбенину успокоение. Однако сама Н. Достаточно органично существует в салонн..

Нора

НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х.Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. Живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). С другой стороны, Н. Поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила ..

Оберон

ОБЕРОН (англ. Oberon) - герой романтической комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1595-1596), царь фей и эльфов. Имя О. Упоминается в средневековом рыцарском романе «Гюон Бордосский», а крошечными лесными духами переполнен английский фольклор. Реальный и сказочный мир сосуществуют на равных. Если в Афинах правит мудрый Те-зей, то в лесу царствует обидчивый, ревнивый и вместе с тем великодушный О. Рассерженный строптивостью своей жены Титании, он заставляет ее влюбиться в ремесленника Основу, к..

Дополнительный поиск Ноздрев Ноздрев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ноздрев" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ноздрев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 7 символа