Остап Бендер

246

ОСТАП БЕНДЕР - герой романов (дилогии) И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев» (1927-1928) и «Золотой теленок» (1930-1931). «Молодой человек лет двадцати восьми» в первом романе и чуть старше тридцати во втором, «сын турецко-подданного», как он себя аттестует, прозванный «великим комбинатором» за две свои авантюрные комбинации, составляющие сюжет дилогии, одна из которых была связана с поисками бриллиантов мадам Петуховой, зашитых в стульях семейного гарнитура, а другая имела объектом тайные капиталы подпольного миллионера Корейко. Оба предприятия О.Б. Закончились провалом. В первом романе ему перерезали горло, правда, не смертельно. Во втором - ограбили, когда он с добытым ценой долгих усердий миллионом пытался перейти границу, чтобы воплотить свою «американскую мечту».

Однако, несмотря на такую печальную (и назидательную) развязку, О.Б. Сохранил звание I «великого комбинатора» и под этим прозвищем вошел в историю.Образ О.Б. Скорее всего не имел прямого прототипа, хотя ряд лиц претендовали на эту роль или выставлялись в качестве претендентов. Например, В.П.Катаев, утверждал, что герой «написан с одного из наших одесских друзей», имевшего другую фамилию, но то же имя - Остап. Это был оперативник городского Угро, человек «романтического, чисто черноморского характера». С данным лицом, возможно, связаны детективные способности О.Б., которые тот выказывает в расследовании дела Корейко. Прототипом героя называют также другого одессита - «денди» Остапа Шора. Отдельные черты О.Б.

Усматривали у брата Ильфа - А.Файнзильберга. Упоминается также некий Митя Бендер, на квартире которого в 1920 г. Собирались одесские литераторы.Дилогия Ильфа и Петрова - откровенно цитатное произведение, перенасыщенное литературными реминисценциями и бесчисленными заимствованиями (от сюжетных до фразеологических). Цитатным героем выступает О.Б., что среди прочего выражается в прямых и косвенных отождествлениях с известными литературными персонажами. «Я типичный Евгений Онегин...» и т.п. В этой связи особое значение приобретает вопрос художественной родословной героя. Древнейшими предками О.Б. Являются плуты античной комедии, в особенности римской паллиаты (например, Псев-дол у Плавта), а также их многочисленные наследники в литературе (и драматургии) нового времени, в жанрах плутовского и авантюрного романа.

Это мольеровский Скален и Труф-фальдино Гольдони, Жиль Блаз Лессажа и Фигаро Бомарше (последний - каким он представлен в «Севильском цирюльнике»). От этих персонажей О.Б. Унаследовал менталитет плутовского героя, который, по словам М.М.Бахтина, «поставлен по ту сторону всякого пафоса» и выступает носителем «веселого обмана», направленного против «ортодоксальных» ценностей. О.Б. Прямо не посягает на «ортодоксию» советской действительности. Он ее просто игнорирует, творя «веселый обман» и искусную псевдологию. Для этого в первом романе надевает традиционную маску ловкого и предприимчивого валета, находящегося в услужении у недалекого господина. О.Б. Нанят в качестве «концессионера» хозяином двенадцати стульев, бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым.Д.С.Лихачев отмечал ряд сюжетных и портретных совпадений между героем дилогии и Джинглем («Посмертные записки Пиквикско-го клуба» Диккенса), называя последнего литературным «дедом» О.Б.

В нем находили черты и другого персонажа диккенсовского романа - Сэма Уэллера. Ю.К.Щеглов усматривал явное родство О.Б. С Рокамболем Пон-сона дю Террайля. Оба жулика мечтают о спокойной респектабельной жизни, используют рискованные аферы, жертвой которых чаще всего оказываются проходимцы..

Значения в других словарях
Орест

ОРЕСТ1.герой трагедий Эсхила «Хоэфоры» и «Евмениды» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (. Ок. 415 до н.э.), трагедий Еврипида «Электра» (. 413 до н.э.), «Орест» (408 до н.э.) и «Ифигения в Тавриде» (. 414 до н.э.). О.- сын царя Аргоса Агамемнона и его жены Клитемнестры. «Одиссея» Гомера, используя древние эпические песни, рассказывает о том, что О., мстя за гибель отца, убил совершившего это преступление Эгисфа, любовника Клитемнестры. Эсхил в трагедии «Агамемнон» говорит, что О. Был отос..

Орфей

ОРФЕЙ (фр. Orphee) - герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Именно поэтому он отказывается от стилизации и переносит действие в антураж современной Франции. Кокто практически не изменяет миф о «поэте-волшебнике», который спускается в царство смерти, чтобы вернуть к жизни свою жену Эвриди-ку, а затем погибает, растерзанный менадами. Для Кокто это миф не о вечной любви, ..

Отелло

ОТЕЛЛО (англ. Othello) - герой трагедии У.Шекспира «Отелло» (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи-ральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе (итальянского языка Шекспир не знал), трагедия Шекспира тем не менее в главном кардинально отличается от своего первоисточника. И это главное - характер ее центрального героя. У Чинтио Мавр,..

Отец Браун

ОТЕЦ БРАУН (англ. Father Brown) - герой детективных новелл английского писателя Г.К.Честертона «Простодушие о.Брауна» (1911), «Мудрость о.Брауна» (1914), «Недоверчивость о.Брауна» (1926), «Тайна о.Брауна» (1927), «Скандальное происшествие с о.Брауном» (1935).Прототипом о.Б. Послужил католический священник Джон ЙКоннор, с которым Честертон познакомился в 1904 году. Дружба с этим священником сыграла большую роль в жизни и творчестве Честертона, написавшего большое количество книг и эссе, посвященн..

Дополнительный поиск Остап Бендер Остап Бендер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Остап Бендер" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Остап Бендер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 12 символа