Отелло

582

ОТЕЛЛО (англ. Othello) - герой трагедии У.Шекспира «Отелло» (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи-ральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе (итальянского языка Шекспир не знал), трагедия Шекспира тем не менее в главном кардинально отличается от своего первоисточника. И это главное - характер ее центрального героя. У Чинтио Мавр, подстрекаемый кознями своего Прапорщика (в новелле личное имя имеет только Дездемона), коварно убивает свою жену, причем делает это не сам, а воспользовавшись услугами все того же Прапорщика,- так, чтобы самому избежать всяческих подозрений.

И даже представ перед судом, он отрицает совершенное им злодеяние. Отталкиваясь от уже существующего сюжета, Шекспир преображает его так, что достаточно заурядная авантюрно-криминальная история приобретает черты высокой трагедии духа. Известно классическое высказывание А.С.Пушкина. «Отелло от природы не ревнив - напротив. Он доверчив». Вместо истории преступления Шекспир написал историю человека, отличающегося от остальных не только цветом кожи («Черен я!»), но и своими душевными свойствами. Честностью, прямотой и детской доверчивостью. Любовь его и Дездемоны - естественна, ибо и в ней есть все эти качества, они столь же близки друг другу, как Ромео и Джульетта или чета Макбетов. Отважный воин, непобедимый генерал (вследствие чего Сенат Венеции отправляет его продолжать службу на Кипр) - и при этом простодушный ребенок, не ведающий о существовании в мире таких человеческих качеств, гак подлость, коварство, лицемерие, не допус-каюшнй и мысли о возможности обмана, измены и потому так легко уверовавший в россказни Яго - шекспировский вариант Прапорщика - о предательстве своего верного лейтенанта Кассио, о неверности своей возлюбленной жены Дездемоны.

С этим ощущением, с этим знанием он не может жить - притворствуя, лукавя, он не способен превратиться в вечного соглядатая, в шпиона собственной жены. Узнав, как он полагает, об ее измене, О. Решительно меняется. Нежность превращается в грубость, доверчивость - в подозрительность. Во всем - в каждом слове ее и жесте - чудится теперь ему обман. Именно потому, что ранее никогда и мысли он не мог допустить о таковом. Единственное для него избавление от этого неотступно поселившегося в его доме (и его душе) сомнения - решение, к которому он приходит. Убийство Дездемоны. Но, свершив его, О. Узнает, что Дездемона невинна, что оба они жертвы той чудовищной интриги, что сплел так искусно Яго. 0. Сам называет себя «убийцей честным».

«Я не в гневе мстил,//А жертву чести приносил, как думал». В этих словах - ключ к совершенному им убийству. Человек, для которого Честь - превыше всего, он не мог существовать рядом с пороком, не мог допустить, чтобы бесчестность осталась безнаказанной. Осознав весь ужас содеянного, он убивает себя - кинжалом перерезает себе горло. Первым исполнителем роли О., как и большинства иных героев шекспировских трате- 301 дий, был Ричард Бербедж. За прошедшие с тех пор четыре столетия эта роль входила в репертуар многих актеров-трагиков. В Англии. От Дэвида Гаррика (1745) и Эдмунда Кина (1832) до Лоренса Оливье (1938). Прославленными исполнителями роли О. Были немецкий актер Ф.Л.Шредер и американский актер-негр Айра Олдридж (1826), великий итальянский трагик Томмазо Сальвини (1856), русские актеры П.С.Мочалов (1828) и В.А.Каратыгин (1836), А.И.ЮЖИН (1907) и К.С.Станиславский, сыгравший О.

В самом начале своего творческого пути в его же постановке на сцене Общества искусства и литературы (1896). В XX веке - А.А.Остужев (1935), Н.Д.Мордвинов (1944), грузинский трагик А.Хорава (1937), армянский - В.Папазян (1908). В последние десятилетия трагедия не пользовалась особой популярностью на русской сцене - тем интереснее необычная трактовка, предложенная А.В.Эфросом (1976, в главной роли Н.Н.Волков).Лит. Морозов М.М. Анализ трагедии «Отелло» по ходу действия. Комментарии к пьесам. «Отелло»//Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984. С.112-136, 218-229. Морозов М.М. Метафоры Шекспира как выражение характеров действующих лиц. Отелло, Яго, Дездемона//Морозов М.М. Избранное. М., 1979. С.254-266. Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии.

М., 1971. Эфрос А.В. Профессия. Режиссер. М., 1979.Ю.Г.Фридштейн.

Значения в других словарях
Орфей

ОРФЕЙ (фр. Orphee) - герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Именно поэтому он отказывается от стилизации и переносит действие в антураж современной Франции. Кокто практически не изменяет миф о «поэте-волшебнике», который спускается в царство смерти, чтобы вернуть к жизни свою жену Эвриди-ку, а затем погибает, растерзанный менадами. Для Кокто это миф не о вечной любви, ..

Остап Бендер

ОСТАП БЕНДЕР - герой романов (дилогии) И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев» (1927-1928) и «Золотой теленок» (1930-1931). «Молодой человек лет двадцати восьми» в первом романе и чуть старше тридцати во втором, «сын турецко-подданного», как он себя аттестует, прозванный «великим комбинатором» за две свои авантюрные комбинации, составляющие сюжет дилогии, одна из которых была связана с поисками бриллиантов мадам Петуховой, зашитых в стульях семейного гарнитура, а другая имела объектом тайны..

Отец Браун

ОТЕЦ БРАУН (англ. Father Brown) - герой детективных новелл английского писателя Г.К.Честертона «Простодушие о.Брауна» (1911), «Мудрость о.Брауна» (1914), «Недоверчивость о.Брауна» (1926), «Тайна о.Брауна» (1927), «Скандальное происшествие с о.Брауном» (1935).Прототипом о.Б. Послужил католический священник Джон ЙКоннор, с которым Честертон познакомился в 1904 году. Дружба с этим священником сыграла большую роль в жизни и творчестве Честертона, написавшего большое количество книг и эссе, посвященн..

Отец Сергий

ОТЕЦ СЕРГИЙ - герой повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (1890-1891, 1895, 1898). Работа над повестью, предпринятая в несколько этапов, привела к изменению общего замысла и характера главного персонажа, первоначально напоминавшего героя агиографии («Житие Иакова Пустынника»), борющегося с похотью, а затем с еще более страшным врагом - гордыней.Герой Толстого О.С. - в прошлом блестящий аристократ, князь Степан Касатский, выделявшийся среди товарищей не только способностями, красотой, правдивостью, ..

Дополнительный поиск Отелло Отелло

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Отелло" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Отелло, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа