Отец Браун

244

ОТЕЦ БРАУН (англ. Father Brown) - герой детективных новелл английского писателя Г.К.Честертона «Простодушие о.Брауна» (1911), «Мудрость о.Брауна» (1914), «Недоверчивость о.Брауна» (1926), «Тайна о.Брауна» (1927), «Скандальное происшествие с о.Брауном» (1935).Прототипом о.Б. Послужил католический священник Джон ЙКоннор, с которым Честертон познакомился в 1904 году. Дружба с этим священником сыграла большую роль в жизни и творчестве Честертона, написавшего большое количество книг и эссе, посвященных вопросам католической нравственно-религиозной тематики. «Ортодоксия» (1908), «Св.Франциск Ассизский» (1923), «Католическая церковь и обращение» (1927). От о.бКоннора Честертон получил крещение в католичество в 1922 году в Биконсфилде.В череде многих литературных героев-детективов, таких, как Шерлок Холмс, Эркюль Пуа-ро или Мегрэ, о.Б.

Занимает особое место. Удивителен его внешний вид. У него «крутое детское лицо», «большая круглая голова», «круглые глаза» - весь он какой-то «круглый» и маленького роста - «клецка», «коротышка». Он как бы подчеркнуто противопоставлен гордым, важным, сильным - то и дело что-нибудь роняет, ползает по полу, все время ищет свой зонтик. Он всюду как бы незаметен, как бы отсутствует присутствуя. У о.Б. Нет внешнего действия - несколько мимолетных взглядов, малозначащих реплик - и преступление раскрыто. При этом о.Б. Меньше всего заботит, последует ли за раскрытием преступления арест преступника - во многих рассказах читателю кажется, что преступник успевает скрыться или замести следы. Всем этим Честертон подчеркивает, что его о.Б.

Ведет борьбу не с преступниками, а со злом, следствием которого становятся преступления. Эта борьба во многом внутренняя - о.Б. Раскрывает преступления не с помощью законов логики, а с помощью своего ощущения нравственного закона, основой которого для него является христианская вера. Через образ о.Б. Постоянно проходят католические мотивы греха, покаяния и искупления, и он сам оказывается своего рода орудием божественного промысла, уличающего грешников и спасающего невинных.Герой Честертона убежден в том, что «разум разумен везде». Он верит в несокрушимость сообразного разуму нравственного закона. Острое ощущение любого нарушения этого закона позволяет о.Б. Заглянуть в самый корень происшедшего, в котором преступник - жертва своих собственных страстей.

«Нельзя удержаться на одном уровне зла», - говорит о.Б.- человек, хотя бы в мыслях отступивший от заповедей и не раскаявшийся в этом, будет опускаться все ниже, до самых тяжких преступлений. Борьба не с человеком, а со страстями, обуревающими его, позволяет о.Б. Иногда даже предотвратить преступление - он как бы выправляет нравственное чувство человека. Сан католического священника подчеркивает призвание о.Б. Проникать в глубины человеческих сердец, что позволяет безошибочно разгадывать самые темные замыслы.Образ о.Б. Несет в себе существенный притчевый элемент. Это своего рода мудрый старец начала XX века, соединяющий в себе черты христианского священника, доброго Мерлина и Порфирия Петровича. Его функция - разобраться в смешении белого и черного, поставить, в нравственном отношении, все с головы обратно на ноги.

«Человек может честно верить, что воровать - похвально. Но разумно ли говорить, что он честно верит в бесчестность» - так в притчевом стиле о.Б. Опровергает кредо нравственного релятивизма.О.Б.- один из очень немногочисленных литературных героев, для которых жизнь - это искусство соблюдения нравственной меры, искусство, в котором каждый шаг необходимо «проверять сознанием и совестью». Любая крайность безнравственна - и социал-революционеры, и плутократы, исповедующие дарвинизм, представляют для о.Б. Две стороны одной медали. Опасность возникает и тогда, когда к «нравственной ереси» привыкают, «принимают ее как должное». Английские литературоведы отмечают, что детективные способности о.Б. Тесно связаны и с его эстетическим чувством.

Нравственное уродство, считает о.Б., всегда приводит к уродству эстетическому. По меткому наблюдению Н.Трауберг, о.Б., как и сам Честертон, - рыцарь порядка и свободы, враг тирании и анархии. Радость немыслима для него без сострадания, а противопоставлены они унынию и благодушию. Чудаческая беззаботность неотделима от любви к четкости и прочности, иерархии и укладу. Смирение невозможно без высокого достоинства, крепость духа - без мягкости сердца.Лит. Трауберг Н. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона//Честертон Г.К. Избранные произведения. М, 1992. T.I. Robson W.W. Father Brown and others//Chesterton O.K. A Centenary Appraisal. London, 1974.А.Л.Цуканов.

Значения в других словарях
Остап Бендер

ОСТАП БЕНДЕР - герой романов (дилогии) И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев» (1927-1928) и «Золотой теленок» (1930-1931). «Молодой человек лет двадцати восьми» в первом романе и чуть старше тридцати во втором, «сын турецко-подданного», как он себя аттестует, прозванный «великим комбинатором» за две свои авантюрные комбинации, составляющие сюжет дилогии, одна из которых была связана с поисками бриллиантов мадам Петуховой, зашитых в стульях семейного гарнитура, а другая имела объектом тайны..

Отелло

ОТЕЛЛО (англ. Othello) - герой трагедии У.Шекспира «Отелло» (1604). Представляя собой весьма точное переложение новеллы Джи-ральди Чинтио «Венецианский Мавр» из его сборника «Сто рассказов» (1566), ставшей известной Шекспиру, по всей видимости, в чьем то пересказе или в не дошедшем до нас английском переводе (итальянского языка Шекспир не знал), трагедия Шекспира тем не менее в главном кардинально отличается от своего первоисточника. И это главное - характер ее центрального героя. У Чинтио Мавр,..

Отец Сергий

ОТЕЦ СЕРГИЙ - герой повести Л.Н.Толстого «Отец Сергий» (1890-1891, 1895, 1898). Работа над повестью, предпринятая в несколько этапов, привела к изменению общего замысла и характера главного персонажа, первоначально напоминавшего героя агиографии («Житие Иакова Пустынника»), борющегося с похотью, а затем с еще более страшным врагом - гордыней.Герой Толстого О.С. - в прошлом блестящий аристократ, князь Степан Касатский, выделявшийся среди товарищей не только способностями, красотой, правдивостью, ..

Очумелов

ОЧУМЕЛОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. Представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» - подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя - это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно. К О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел ма..

Дополнительный поиск Отец Браун Отец Браун

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Отец Браун" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Отец Браун, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа