Пётр

338

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. На основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. И Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива - о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета.

Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих.Образ «мудрой девы» Ф. Восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. Воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия.Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу.

Образ же П. Играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф.Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. Одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. Врачует князя, выдвинув условие. Она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. За помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.Мудрость Ф. Проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф.

Говорит. «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз». «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. Сама же и разъясняет смысл сказанного. Уши дому - пес, а глаза - ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. Ставит в тупик и своего будущего мужа.После того как Ф. Становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изг- 313 нать Ф. Из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. Хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга.

П. Отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. И Ф. Преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти. Каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. Править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. И Ф. Правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями.Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П.

И Ф. Молят Бога. «Да во един час будет преставление ею». И завещают похоронить себя в одной гробнице.Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. Вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. Просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. Посылает к П. Сказать, что готова.Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев.

Люди, стремившиеся разлучить П. И Ф. При жизни, дважды разлучают их и после смерти. Тело П. Положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. Погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо. Тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.Образы П. И Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев - замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594).Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых).

«Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971).На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А.Римско-го-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 - либретто В.Бельского).Лит. Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный)//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258. Повесть о Петре и Февронии. Подг. Текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979. Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке//ТОДРЛ.

М. Л., 1949. Т.7. С.131-167.А.А.Пауткин.

Значения в других словарях
Передонов

ПЕРЕДОНОВ - герой романа Ф.К.Сологуба «Мелкий бес» (1892-1902). Ардальон Борисыч П., молодой человек с «румяным, обыкновенно равнодушным лицом» и «маленькими заплывшими глазами», существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. Входит в сюжет с дилеммой гоголевского Подхшесина. Жениться или не жениться. С женитьбой для него связана возможность получения «доходного места» и вообще материальный интерес (мотив многих..

Петер Шлемиль

ПЕТЕР ШЛЕМИЛЬ (нем. Peter Schlemihl) - герой повести А.Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля» (1813). Имя Шлемиль еврейского происхождения, буквально «любящий бога». К началу XIX столетия слово приобрело жаргонную окраску и стало означать нечто вроде русского «бедолага». П.Ш. - бедный молодой человек, «долговязый малый, слывший растяпой, потому что был неповоротлив, и лентяем, потому что был нерасторопен» - так характеризует героя «издатель», публикующий его записки. Желая поправить свои ..

Пётр Вбрховенский

ПЁТР ВБРХОВЕНСКИЙ - центральный персонаж романа Достоевского «Бесы» (1870-1872). С фигурой П.В. Связана личность организатора тайного общества «Народная расправа» С.Г.Нечаева (1847-1882), под руководством которого в ноябре 1869 года было совершено убийство слушателя Петровской земледельческой академии И.И.Иванова. Нечаев появился в Москве с мандатом, выданным ему в Женеве Бакуниным и удостоверяющим, что «податель сего является одним из доверенных представителей русского отделения Всемирного рево..

Пётр Первый

ПЁТР ПЕРВЫЙ1.герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904-1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе - «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») - Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век),..

Дополнительный поиск Пётр Пётр

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пётр" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пётр, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 4 символа