Пиквик

202

ПИКВИК (англ. Pickwick) - герой романа Ч.Диккенса «Посмертные записки Пиквикско-го клуба» (1836-1837). Этот первый из знаменитых героев Диккенса (авторитетные источники называют его самым популярным) был задуман как персонаж своеобразного комикса, рассказа в картинках, причем на спортивную тему. Эволюция образа П.- пример нарушения первоначального замысла - ситуации, когда увлеченный автор радостно «пошел» за своим героем. П., который поначалу только карикатурен - толстенький, нелепого вида лысый джентльмен в очках, «теоретик колюшки» и праздный путешественник, в процессе повествования обретает все более индивидуализированные черты, новое неожиданное обаяние. Конечно, как всякий герой Диккенса, П. Описан с необходимым художественным преувеличением, доминанта которого по ходу рассказа меняет направленность.

Если в первых выпусках это был воплощенный болван, то в финале - олицетворение доброты и благости. Короля делает окружение, и с появлением в романе Сэма Уэллера в образе П. Определяющим становится героическое качество. Его скромность, честность и великодушие не скрадываются общей гротескностью повествования, порядочность и незащищенность от происков врагов - абсурдностью ситуации (например, эпизод с покушением на его свободу неудачливой «невесты»). Юмор и лукавство, свойственные роману в целом, в отношении П. Все больше наполняются лиризмом благодаря образу Сэма Уэллера, его верного слуги-философа, автора бессмертных афоризмов, признанного выразителя подлинно народного английского сознания. П. И его слуга - не случайно их объединяет общее имя - образуют устойчивую дихотомию «хозяин - слуга».

Они относятся к категории парных героев и подобны в этом смысле Дон Кихоту и Санчо Пансе, мольеровским Дон Жуану и Сга-нарелю, Королю Лиру и Шуту. Непосредственное влияние пары Пиквик - Уэллер можно обнаружить и в современной английской литературе, например толкиеновские Фродо и Сэм. Отношения между такими героями складываются по принципу тандема. Структурно и концептуально дополняя друг друга, они образуют необходимое художественное единство. Функционально такие пары отличаются, скажем, от парных вариаций «слуга - хозяин» из «Трех мушкетеров» (Д'Артаньян - Планше, Атос - Гримо, Арамис - Базен, Портос - Мускетон), где слуга всякий раз - сниженный до фарса образ хозяина. Сэм Уэллер сознательно выбирает себе хозяина, чтобы сначала опекать его, когда тот вместе с группой единомышленников совершает что-то вроде идиллического путешествия по провинциально-уютной Англии.

Потом оказаться возле него в дни нелепо-величавой эпопеи тюремного заключения, наконец, чтобы поставить свое личное счастье в зависимость от возможности находиться возле П. Его преданность оправданна. «великий П.» - мягкий и стеснительный, но прежде всего бескорыстный, деликатный и доброжелательный человек, полностью поглощенный устройством счастья своих ближних, благотворно влияющий на окружающих, подталкивающий к исправлению даже таких отпетых, природных мошенников, как Джингль и Джоб Троттер. В какой-то момент комичность его натуры оказывается условностью, формой, маскирующей трогательно-беззащитное, наивное, но исполненное достоинства и благородства существо. С появлением преданного слуги П. Перестает быть шутом - вместо него эту роль выполняет Сэм, что дает возможность персонажу в ином ключе обнаружить истинно героические черты.

Великодушие, простоту, нравственную цельность, способность сохранять человеческое достоинство в любой ситуации. По тонкому наблюдению Честертона, «Сэм Уэллер воплощает веселое знание жизни, Сэмюэл П.- еще более веселое неведение. Диккенс выразил очень глубокое чувство, порождавшее веру в святость детей, когда поставил наверху того, кто слабей и простодушней. И сметливость и наивность прекрасны. Обе они забавны. Но сметливость должна быть служанкой, наивность - госпожой». Пикивикисты - и прежде всего сам мистер П.- отстаивают право на трепетно-серьезное, уважительное отношение к тихим, обыденным радостям жизни. Но типологическая близость пары П.- Сэм Уэллер к их знаменитым прообразам позволяет еще ярче обнаружить в романе Диккенса не только возвышенно-романтический дух сервантесовских приключений, но и философскую глубину бездонной шекспировской трагедии.Лит.

Тугушева М.П. Два Сэмюэла. «Посмертные записки Пиквикского клуба»//Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерки жизни и творчества. М, 1979. С. 15-26. Винтерих Д. Чарльз Диккенс и «Записки Пиквикского клуба»//Винтерих Д. Приключения знаменитых книг. М., 1985. С.61-77. Честертон Г.К. «Записки Пиквикского клуба»//Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990. С. 132-140.Т.Н.Суханова.

Значения в других словарях
Петруччо

ПЕТРУЧЧО (англ. Petraccio) - герой комедии У.Шекспира «Укрощение строптивой» (1592-1594). Предприимчивый веронец П.- достойный сын своего авантюрного времени. Судя по отдельным репликам, он много повидал в жизни и привык во всем полагаться на себя. Он не пасует перед трудностями и только посмеивается, когда его стращают невыносимым характером невесты Катарины. Ему приспела пора жениться, и его будущая супруга должна быть молода, красива, богата - всем этим требованиям Катарина отвечает, а осталь..

Петя Трофимов

ПЕТЯ ТРОФИМОВ - центральный персонаж комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ студента П.Т. Связан в пьесе с перспективой будущего времени. Предчувствием «новой жизни» и устремленностью к ней. Герои комедии зовут его не по имени-отчеству, а ласково-насмешливо - Петя. В разночинской «нескладности» этого человека можно увидеть «зажатость» Беляева («Месяц в деревне» И.С.Тургенева). В его отношениях с Аней - узнать просветительский ригоризм Жадова, «воспитывающего» Полиньку, и Ме-лузова, «улу..

Пимен

ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории...» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. О кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. Не есть его изобр..

Пиноккио

ПИНОККИО (итал. Pinocchio) герой сказки К.Лоренцини (псевдоним - Коллоди) «Приключения Пиноккио» (1880). Есть у этой книги и второе название - «История деревянного человечка». И действительно, ее героем является деревянная озорная марионетка, ставшая прообразом нашего Буратино.Еще до появления на свет, будучи обыкновенным с виду поленом, П. Умудрился доставить немало неприятностей тем, кто пытался иметь с ним дело. Он настолько напугал столяра мастера Антонио, что обычно красный кончик его носа ..

Дополнительный поиск Пиквик Пиквик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пиквик" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пиквик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа