Рама

248

РАМА - центральный персонаж древнеиндийской эпопеи «Рамаяна» (ок. IV в. До н.э.), авторство которой приписывается древнему мудрецу Вальмики. Содержание эпопеи сводится к следующему. У царя Дашаратхи долгое время не было наследника. После многих жертвоприношений супруги царя - Кауша-лья, Кайкейи и Сумитра родили ему четырех сыновей. Раму, Лакшману, Бхарату и Шатругх-ну. Братья росли вместе и нежно любили друг друга. Р. Превосходил их силой, умом и красотой. Уже в юности он совершает великие подвиги, побеждая могучих демонов. Во время сваямвары - обряда избрания женихов - Си-той, дочерью царя Джанаки, устраивается состязание в стрельбе из лука. Никто из прибывших на сваямвару не может даже поднять лук, а Р. Не только поднял его, но с такой силой натянул, что лук сломался.

Сита избирает его в мужья.Дашаратха горячо любил своего первенца Р. И готов был передать ему царство, чтобы самому уйти в отшельничество. Но Кайкейи, младшая жена Дашаратхи, напоминает супругу о том, что он обещал исполнить несколько ее желаний. Она требует, чтобы он передал трон ее сыну Бхарате, а Р. Отправил на четырнадцать лет в лес. Бхарата возмущен поступком матери и отказывается от царства. Он ставит на трон сандалии Р. В знак того, что трон занят. Но Р. Вместе с Лакшманом и Ситой, повинуясь воле Дашаратхи, уходят в лес. В ту пору свирепый ракшас (демон), десятиглавый Равана, подчинивший себе всю землю, похищает Ситу. После долгих поисков Р. С помощью царя обезьян Сугривы переправляется в царство ракшаса на остров Ланка, одолевает Равану и возвращает Ситу.

Герой возвращается на родину, вступает на престол и справедливо правит, заботясь о народе.Такова сюжетная канва эпопеи, объем которой составляет около двадцати четырех тысяч шлок (двустрочных строф). Ее персонажи, судьбы которых так или иначе связаны с самим Р., и он сам стали героями разножанровых произведений, как фольклорных, так и собственно литературных. Уже в ранней буддийской литературе, в т.н. «Дашаратхаджанаке», присутствуют практически все основные герои «Рамаяны». Воздействие «Рамаяны» просматривается в поэмах Ашвагхоши «Житие Будды» и «Сундари и Нанда» (II в.), у Бхасы (III в.) использованы эпизоды о помазании Р. («На-така о помазании» и «Натака о статуях»). Ка-лидаса (V в.) посвятил самую значительную из своих поэм «Потомки Рагху» генеалогии династии Икшваку, переложив содержание эпопеи в пяти песнях.

Многие позднейшие авторы обращались к разработке отдельных эпизодов или всего сюжета. Например, Кумарадаса (VI в.) написал поэму «Похищение Джанаки».Драматург индийского средневековья Бха-вабхути (VIII в.) дважды обращался к образу Р.- в драмах «Деяния великого героя» и «Дальнейшая жизнь Рамы». Если в «Деяниях» изложена основная канва первой части эпо пей, то в «Дальнейшей жизни Рамы» он обращается к VII книге, содержащей трагическое начало. Р. Воцаряется и справедливо правит народом. До него, однако, доходят слухи, что Сита за время пребывания в плену у Раваны оказалась неверна. Р. Стоит перед дилеммой - как примирить личное чувство любви к Сите с его долгом правителя, обязанного блюсти моральные устои. Долг торжествует, и Р.

Решает изгнать Ситу. Когда человек из свиты пытается удержать Р. От опрометчивого решения, он обрывает его. «Молчи. Не может подлым быть народ моей столицы и страны!» На протяжении семи действий Бхавабхути оригинально интерпретирует материал эпопеи, вводя как активных участников действия сыновей Р. Лаву и Кушу и даже самого Вальмики, мудреца, уже успевшего сочинить «Рамаяну» до эпизода воцарения. Седьмое действие натаки (драмы) Бхавабхути открывается представлением пьесы, основанной на седьмой песне самой эпопеи. На сцене разыгрывается действие - теми же персонажами, что и у самого Бхавабхути. Из пьесы Р. Узнает о том, что Сита в приступе отчаяния бросилась в Ганг. Р. Теряет сознание. Далее действие вставной пьесы неразрывно сливается с сюжетом самой «Дальнейшей жизни Рамы».

Финалы обеих пьес сливаются воедино, но конфликт остается неразрешенным. Супруга Васиштхи обращается к народу с вопросом. Может ли Сита вернуться к супругу. И только с согласия народа Сита возвращается к Р.Во второй половине первого тысячелетия в процессе религиозного синтеза Р. Обожествляется и даже становится одной из земных ипостасей бога Вишну. Наряду с этим «Рамаяна» проявилась и в различных местных литературах народов Индии. Наиболее значительны «Деяния Рамы» (XII в.) Сандхьякара Нандина, «Океан деяний» (XVI в.) Тулсидаса, «Бачит-тарнатак» (XVII в.) Гуру Говинда.В народной традиции практически по всей Индии в сентябре-октябре каждый год празднуется дассера, народное пантомимическое представление Рам-лила.

«Рамаяна» была воспринята в странах буддийской культуры - Бирме, Тибете, Монголии, Таиланде, Лаосе, Индонезии. В 1959 году в Центральном детском театре была поставлена пьеса видного российского индолога Н.Р.Гусевой «Рамаяна», впоследствии показанная с успехом в Индии.Лит. Гринцер П.А. «Махабхарата» и «Рамаяна». М., 1970. Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971. С. 257-269. Warder A.K. Indian Kavya Literature. V.IV, P.271-372.И.Д.Серебряков.

Значения в других словарях
Равик

РАВИК (нем. Rawick) - герой романа Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» (1946), хирург-эмигрант, нелегально живущий в Париже 1939 года. Р. - естественное продолжение судьбы тех героев, которых Ремарк изобразил в своих романах «На Западном фронте без перемен» (1929) и «Три товарища» (1938). Взрослая жизнь началась для этого потерянного поколения несколько раньше, чем обычно. Под влиянием всеобщего патриотического подъема эти мальчики добровольно ушли на фронт первой мировой войны. Те из них, кто остал..

Ракитин

РАКИТИН - центральный персонаж комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. Редакции под назв. «Студент», «Две женщины»), тридцатилетний друг дома Ислаевых, дворянин, конфидент Натальи Петровны и ее собеседник. Его образ лишен фабульной напряженности, разговоры преобладают над драматическим действием. Изображая неторопливое течение жизни, Тургенев концентрирует внимание на интимных конфликтах частного лица. Образ Р. Существует в подробно разработанном психологическом и бытовом к..

Раневская

РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903).Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. Не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без нее сирота. Кажется, он оживает с ее приездом, и Р. Обращается к нему как к живому. ..

Раскольников

РАСКОЛЬНИКОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. В общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гам-лет, Фауст. Отсюда возникает проблема прототипов, поскольку образ Р. В равной степени несет конкретно-социальный (привязанный к известной исторической эпохе) и вместе с тем вневременной, общечеловеческий смысл, ..

Дополнительный поиск Рама Рама

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рама" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рама, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 4 символа