Расплюев

287

РАСПЛЮЕВ - центральный персонаж А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинско-го» (1854) и герой комедии-шутки «Смерть Та-релкина» (1869, сцен. Назв. «Расплюевские веселые дни» - 1900). Р.- типический образ, пророчески символизирующий Россию в пространстве ее истории. Социальная сущность этого героя столь значительна, что Р. На долгие годы становится именем нарицательным (от Салтыкова-Щедрина до А.В.Амфитеатрова). Возникает целое понятие - расплюевщина. Не случайно историк Н.И.Костомаров говорил студентам университета. «Вы, господа, начинаете свое поприще Репетиловыми, а окончите его Расплюевыми». В его словах было прозорливое предостережение. Зловещая фигура Р. Постепенно выдвигалась на историческую авансцену и угрожала гуманистическим ценностям.

Эволюция образа, его трансформация от «Свадьбы...» к «Смерти...» логична и обоснованна. Судьба Р. Есть выражение авторской концепции фундамента российской социальной системы. Взгляд Сухово-Кобылина сравним, пожалуй, с «Философическим письмом» П.Я.Чаадаева, ему чужды исторические иллюзии, он полон гнева и осуждения. И потому образ Р. Лишен мягкого юмора, традиционного для русской литературы сострадания к «маленькому человеку». Мелкий шулер, вор, проходимец, готовый в любой момент залезть в чужой карман, Р. Не столько смешон и жалок, сколько страшен. Формально Сухово-Кобылин создает все условия для «снисходительного» отношения к Р. Он неудачник - вечная нищета, побои, голод, унижения, жизнь «по коморкам и лазейкам», необходимость таскать в «гнездо птенцам» пищу - все это делает Р.

Почти страдальцем. Между тем Р.- человек без морали и принципов, трусливый циник, мелкий уголовник. У него нет привязанностей, он ни к чему не приучен, ничего не умеет. Р. Будет служить кому угодно, лишь бы платили. Человек без ли да, Р. Вечно «подглядывает» за «сильными мира сего», «примеривает» их одежду (символически одевается в сюртук Кречинского) и всегда стремится сам стать хозяином. В «Свадьбе...» Р. Совсем не «водевильный дурак», он - партнер Кречинского и в какой-то степени - его отражение. Но у Р. Своя судьба. Человек, свободный от совести, он преуспевает в движении по жизни иным путем. В «Деле» мы узнаем, что Р. Дает лживые показания на Лидочку. И вот в «Смерти...» - мошенник без биографии и фамилии, человек без чести становится хранителем закона, полицейским.

Он - социальный оборотень. Зависть, оскорбленное самолюбие, амбиции, стремление маленького человека к власти делают его торжествующим хамом. При всей ничтожности чина (квартальный надзиратель) холуй превращается в хозяина жизни. «Смерть...» - это апофеоз Р., момент его высшего самоутверждения. Тупость, жестокость, фантасмагория российской действительности символически слились воедино в образе Р. Абсурд беззакония делает его главным законником системы. И вот он уже готов всю Россию засадить за решетку, призвать к ответу. На наших глазах ничтожество и трус вырастает в громадную фигуру, эдакую «прорву», готовую поглотить весь мир. Р.- винтик мощного полицейского механизма, выражение агрессивного могущества полицейского государства.

Драматург дает тончайший анализ психики и социального поведения «маленького человека» в обществе тотального страха. «...меня дрожать будут. Раболепствовать будут!»Впервые роль Р. В «Свадьбе...» сыграл П.М.Садовский (1855). Другие исполнители. А.Е.Мартынов (1856), В.Н.Давыдов (1875), И.В.Ильинский (1933).Н.С.Пивоварова.

Значения в других словарях
Раневская

РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903).Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом. Р. Не представляет своей жизни без вишневого сада, но и сад без нее сирота. Кажется, он оживает с ее приездом, и Р. Обращается к нему как к живому. ..

Раскольников

РАСКОЛЬНИКОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1865-1866). Образ Р. В общекультурном сознании выступает как сугубо идеологический, нарицательный и эмблематичный, оказываясь в ряду так называемых мировых художественных образов, таких, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гам-лет, Фауст. Отсюда возникает проблема прототипов, поскольку образ Р. В равной степени несет конкретно-социальный (привязанный к известной исторической эпохе) и вместе с тем вневременной, общечеловеческий смысл, ..

Рафаэль Де Валентен

РАФАЭЛЬ ДЕ ВАЛЕНТЕН (фр. Raphael de Valentin) - герой повести О. Де Бальзака «Шагреневая кожа» (1831), входящей в «Человеческую комедию» (раздел «Философские этюды»). Р. Де В.- фигура автобиографическая. Этим образом Бальзак как бы подсказал свою собственную судьбу. Он укоротил себе жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой. Впрочем, без всякого влияния волшебного талисмана. Среди литературных прообразов Р. Де В.- Фауст Гете или Мельмот Скиталец Ч.Метьюрена - герои..

Рахметов

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» (1863).Р. Отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. И Ф.М. Достоевскими, о Р. Писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представите..

Дополнительный поиск Расплюев Расплюев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Расплюев" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Расплюев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 8 символа